Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 2 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 27-го Февраля 1904 г.


Состав организационного Комитета выставки:

Председательница - Наталия Ивановна Гирс, председательница, состоящего под Августейшим покровительством Их Императорских Величеств Общества попечения об улучшении быта питомцев Императорского СПБ Воспитательного Дома района Балтийской железной дороги.

Вице-председательница - Вероника Михайловна фон - Гардер, вице-председательница того же Общества.

Почетный член - товарищ обер - прокурор Святейшего Синода т. с. В. К. Саблер.

Члены:

  • Надежда Николаевна фон - Брок.
  • Александра Карловна Вреден
  • Надежда Григорьевна Иocca.
  • Надежда Ивановна Кандыба.
  • Наталия Михайловна Маслова.
  • Екатерина Евгеньевна Печаткина.
  • Татьяна Николаевна Таптыкова.
  • Баронесса Александра Фердинандовна фон -Таубе.
  • Орест Александрович Арсеньев.
  • Альберт Николаевич Бенуа.
  • Михаил Петрович Боткин.
  • Николай Федорович Бурдуков.
  • Валериан Александрович Зайцев.
  • Константин Васильевич Изенберг.
  • Михаил Петрович Карпинский
  • Николай Дмитриевич Королев.
  • Константин Петрович Ландрат.
  • Николай Михайлович Молчанов.
  • Александр Александрович Папков.
  • Ростислав Антонович Рейнбот.
  • Павел Петрович Сурин.
  • Иван Александрович Таптыков.
  • Барон Густав Васильевич Тизенгаузен.
  • Владимир Федорович Токарев.
  • Николай Михайлович Ушаков.
  • Алексей Алексеевич Ходнев.

Koммисариат выставки:

  • Генеральный Коммисар - Орест Александрович Ар­сеньев.
  • Помощник Генерального Коммисара - Владилпр Федо­рович Токарев
  • Секретарь комитета - Екатерина Евгеньевна Печаткина.
  • Бухгалтер - Михаил Петрович Карпинский.
  • Заведующий историческим отделом - Валериан Але-ксандрович Зайцев.
  • Заведующий торгово-промышленным отделом и со­стоящий при Генеральном Коммисаре - Константин Пет­рович Ландрат.
  • Заведующий художественною и декоративною частью Константин Васильевич Изенберг.
  • Помощник его - Михаил Платонович Максимович.
  • Устроитель исторического отдела - Василий Иванович Успенский.
  • Заведующий духовными концертами - Алексей Влади-мирович Таскин.

Коммисары:

  • Иван Андреевич Зарубин.
  • Александр Оттонович Кюне.
  • Владимир Ивановичи Помяловский.
  • Николай Николаевич Скорино.

27-го февраля 1904 года.

 

О ВЫСТАВКЕ

Художественно исполненные иконы, нарядная и бо­гатая церковная утварь вызывают и поддерживают молитвенное настроение.

Вот почему наши радетели храмов Божиих за­ботятся всегда об украшении и благолепии церквей.

Многочисленные художники - живописцы, резчики, литейщики и все вообще художественные ремесленники направляют свой талант и искусство на изготовление икон и предметов церковной утвари. Но в этом Деле, в художественном украшении храмов Божиих, мало одних таланта и искусства. Весь душевный склад художника всегда воплощается в его произведениях, душевное настроение, помыслы, склонности и образ мыслей его неминуемо отражается в его работе. Поэтому-то, в благочестивое старое время ико­нописцы и все вообще труженики в деле украшения хра­мов Божиих, приступая к своей работе, прежде всего, подготовлялись к ней долгим постом, воздержанием, молитвенными размышлениями, назидательным чтением и созерцанием святынь. Очищенные помыслы, возвышенное настроение и дух, освобожденный от земных стремлений и забот, - все это воплощалось и уве­ковечивалось в произведениях таких художников.

По той же причине и в наши дни так умили­тельны и глубоко проникнуты молитвенным настроением произведения художников - монахов.

Иноки и монашенки - затворники глухих обителей - трудятся над созданием предметов богослужения. Их чистые помыслы переходят на дело их рук. Спокойное созерцание природы передает без искусственную красоту сделанным предметам. От икон добровольных затворников веет миром, теплом и любовью.

В настоящее время народной невзгоды, когда серд­це истинно русского человека обливается кровью за участь своих братьев, сражающихся на Дальнем Востоке, когда удрученный мозг не привлекают разнообразные развлечения города, - выставка монастырских работ является как нельзя более желательною.

Вид церковных принадлежностей действуют на душу умиротворяюще...

Исторический отдел направляет нашу мысль в далеко минувшие времена, в дни былых русских героев. Перед нами старинные, 400 -500 летние обра­за - благословение предков; с ними они жили и шли на войну громить басурман. Разнообразные одеяния переносят нас в различные исторические эпохи.

Не менее богат современный отдел. Взгляд ваш ласкают разнообразные изделия из волокнистых вещей - образцы разной ткани, белье, плетение, вышивание и метки, а терпеливая утонченная рукодельная работа монашенок, несомненно, должна иметь воспи­тательное значение для современной жизни, как нази­дательный пример соединенных усердия, упорного труда и любви к своему делу.

Торжественное открытие выставки

Торжественное открытие выставки монастырских работ и церковной утвари состоялось 22-го февраля, в 2 ч. пополудни, в залах Таврического Дворца, в присутствии Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны. На выставку собрались многие представители высшего общества и в числе их:

председательница организационного комитета выставки Н. И. Гирс,

вице-председательница В. М. фон - Гардер,

баронесса А. Ф. фон -Таубе,

Н. Н. фон -Бок,

Н. М. Маслова,

Н. И. Кандыба,

почетный член Товарищ Обер - Прокурор Святейшего Синода сенатор В. К. Саблер, почетный опекун ген.-от -инф. Н. П. Брок,

г.-л. князь Н. Н. Одоевский-Маслов,

св. Его Величества ген.-м. А. А. Мосолов,

церемониймейстер К. Н. Гирс,

шталмейстер Гартонг и др.

Ко времени открытия выставки прибыли:

гофмейстерина Великой Княгини Марии Пав­ловны С. А. Арапова,

управляющий Двором Великого Князя Владимира Александровича г.-л. князь М. М. Голицын с фрейлиною дочерью,

С.-Петербургский градоначальник г.-л. Фуллон и другие высокопоставленные лица.

В третьем часу пополудни прибыла на выставку Великая Княгиня Mapия Павловна в сопровождении М. Ф. Мансуровой и была встречена при входе генеральным коммиссаром О. А. Арсеньевым, а затем председательницей, вице-председательницей и членами организационного комитета. Августейшая Посетитель­ница прошла в средний зал. На возвышении между этим залом и зимним садом было совершено молебствие с возглашением многолетия, а затем выставка была окроплена св. водой.

Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Mapия Павловна, по окончании молебствия, начала обозрение выставки с осмотра в кустарном отделе произведений крестьян, собранных и выставленных гг. Боруцким и Суровым, и приобрела несколько вещей. Далее были осмотрены экспонаты 1-го ночлежного дома для бесприютных детей и подростков мужского пола с бюро устройства их в мастерство. Пройдя затем в исторический отдел, Великая Княгиня прослушала исполнение гимна на колоколах гатчинского завода А. С. Лаврова, и у киоска с чаем, устроенного г-жею Нордман, изволила принять чай с просфорой. Далее Ея Высочество подробно осматривала монастырский отдел и прошла в помещение, занятое товариществом «П. И. Оловяшникова сыновья». Осмотрев подробно церковную утварь, паникадила, иконы, киоты, плащаницы и одеж­ды на престоле, Августейшая Посетительница верну­лась в монастырский отдел и, по просьбе генерального коммиссара, изволила объявить здесь выставку открытой. Затем Великая Княгиня смотрела прочие витрины монастырского отдела. Пройдя после этого в отдел церковной утвари, Ея Императорское
Высоче­ство изволила обратить внимание на  экспонаты: фабрики В. В. Бонакера, парчево - ткацкой фабрики И. А. Жевержеева, художественной мастерской живописи А. Е. Петрова и др. Затем Великая Княгиня прошла в торгово-промышленный отдел, в котором обратила внимание на выставку фирмы «Братьев Тонет», на демонстрировавшиеся пишущие машины фирмы «Ундервуд», на уральские камни фирмы Чеснокова, искус­ственные камни и художественные ювелирные изделия товарищества «Давид и Маньэн» и многие др.

По окончании обхода отдела, Великая Княгиня, простившись с членами организационного комитета и поблагодарив генерального коммиссара выставки О. А. Арсеньева, имевшего счастье давать Ея Высочеству объяснения во время обзора, изволила отбыть с вы­ставки. Во время посещения выставки Покровская об­щина сестер милосердия имела счастье поднести Ея Императорскому Высочеству историю России в портретах по столетиям в роскошном белом кожаном переплете.

Накануне открытия выставки, 21 февраля, а также 25 февра­ля ее посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Владимир Александрович. Высокий гость, в сопровождении генерального комиссара д. с. с. О. А. Арсеньева и членов комитета и комиссариата, изволил обойти все помещения выставки, причем подробно осматривал работы инокинь и иноков монастырей, а также отделы исторической и церковной живописи. При осмотре особого отдела художественных кустарных изделий крестьян Российской Империи, собранных и выставленных В. И. Боруцким и А. А. Суровым, Великий Князь приобрел много разнообразных мелких кустарных изделий.

При посещении Выставки 25 февраля, Его Император­ское Высочество Великий Князь Владимир Александрович снова изволил обойти, в сопровождении генерального комиссара д. с. с. О. А. Арсеньева, все отделы выставки, причем особое внимание уделил отделу церковной утвари, живописи и церковных предметов. В этом отделе Великий князь изъявил желание приобрести восковые свечи, производства Валаамского монастыря, по представленным на выставку образцам. Экспонент Франц Кройс удостоился чести поднести Его Высочеству икону.

Винницко-Браиловский Свято-Троицкий первоклассный женский монастырь

На небольшом полуострове, омываемом с трех сторон водами реки Рова, в местечке Браилове (Винницкого уезда, Подольской губернии), живописно раскинулся Винницко-Браиловский Свято-Троицкий пер­воклассный женский монастырь.

Громадный монастырский храм величественно воз­носится прямо напротив въезда в монастырь; за ним и как бы под его осенением, тянутся монастырские корпуса, отдельные флигеля, а еще дальше - в глубине двора - идут хозяйственные постройки монастыря. Везде чистота и порядок, везде заметно усердное старание инокинь придать своей обители вид благоустроенного монастыря. И не мало потребовалось этого усердия, много пережил Виннице-Браиловский мона­стырь пока пришел в настоящий свой цветущий вид.

Начало этой обители относится к 1635 году, когда фундатор его Михаил Судимунтович Кропивницкий, подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский, исходатайствовал у короля Владислава IV грамоту на основание в городе - Виннице девичьего монастыря. Как человек, глубоко преданный православной вере, Кропивницкий не мог не скорбеть при виде того, как победоносно распро­странялась в юго-западной Руси уния, введенная в 1596 году. Большинство епископов приняло унию. Оставшаяся без пастырей православная паства также попадала в сети латино-польского коварства. Только монастыри оставались еще надежными оплотами право­славного дела.

Однако молодой и неокрепший еще монастырь не мог долго противостоять вражеским ударам унии и латинства: в начале XVIII столетия, под давлением польского правительства, благодаря козням и проискам латино-униатов, пала православная обитель.

И вот в это тяжелое, полное невзгод и гонений время, когда древле-православный Винницкий монастырь в руках монахинь-униаток приходил в расстройство и близился к окончательному запустению, в не­далеко отстоящем от Винницы местечке Браилове, на средства ревнителя латинства, богатейшего польского магната, графа Францилина Салерия Потоцкого и для передовых бойцов латинства, монахов - Тринитариев, воздвигались с 1767 года и в 1778 году закончены были те величественые здания, в которых ныне по­мещается Браиловский девичий православный монастырь.

В 1793 г. Подолия вошла в состав государства Российского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединен с православием.


Игуменья м. Мелитина.

 Приснопамятный Подольский архипастырь, архиепископ Арсений, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, обратил внимание на стеснительное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье монастыря м. Таисии ходатайствовать пред Святейшим Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, оставшиеся пу­стыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов - Тринитариев. Прошло несколько времени в деловой переписке, в колебаниях инокинь после тес­ноты в Виннице - перейти в громадные Браиловские помещения, но все же вопрос был решен в утвердительном смысле, и 1 октября 1845 года совершилось перенесение монастыря из Винницы в Браилов.

Прочно обосновавшись на новом месте, обитель озаботилась обновлением и украшением храмов Божиих, и в настоящее время в Браиловском монастыре имеется три церкви: большая холодная и две теплых.

С восточной стороны к большой монастырской церкви примыкают монашеские корпуса. В корпусах, кроме теплой церкви во имя святителя Николая, помеща­ются настоятельские кельи, монастырская трапезная с по­варней и кладовыми, многочисленные монашеские кельи, а также рукодельные и иконописные мастерские. Возле главного корпуса имеется несколько отдельных фли­гелей: в одном из них помещается монастырская просфорная с несколькими келиями, а в другом богадельня для престарелых женщин духовного звания, существующая при монастыре с 1864 года. Два дома в особом дворе служат для помещения учи­лища для девиц - сирот духовного звания.

В усадьбе монастыря имеются еще особые дома для помещения монастырского причта, а над рекой вокруг монастыря тянутся прекрасно возделанные сады и огороды; с восточной же стороны занимаемого монастырем полуострова расположены хозяйственные постройки.

Благоустрояясь и украшаясь внутри, Виннице-Браиловский монастырь оказывал самое благотворное влияние и за пределы его: в нем находят для себя духовное утешение и благодатную поддержку массы простого народа и множество лиц интеллигентных сословий.

Обитель обладает многими высокочтимыми свя­тынями, из которых на первом месте следует поставить Ченстоховскую икону Божией Матери, нахо­дящуюся в большой церкви у правой передней колонны и именуемую Браиловскою.

Старинное письмо иконы, несомненно, свидетельствует о ее древности. Если же обратиться к документальным записям и существующим среди сестер преданиям, то они убеждают в том, что эта икона находится в монастыре с самых давних пор и всегда пользовалась величайшим почитанием. С давних же пор обращала на себя внимание та особенность иконы, что на ней лики Богоматери и Богомладенца, независимо от степени освещенья, иногда выступают вполне ясно и отчетливо, а иногда как будто бы затемняются. Все это издавна привлекало к этой иконе особенное почитание и много есть свидетельств о чудесных явлениях милости Божией над этою святынею и немало случаев благодатного исцеления. Другая высокочтимая икона Божией Матери - Рожецкая - находится в пятнадцати верстах от м. Браилова, среди глухих лесов Литинского уезда, где красиво раскинулось несколько домиков с красивой впе­реди их церковью. Это - Рожецкая Александро-Мариинская пустынь, приписанная к Виннице-Браиловскому девичьему монастырю. Глубокая тишина прерывается здесь только призывными ударами колокола и богослужебным пением инокинь; тихий мир наполняет душу в этом уединенном месте подвигов и мо­литвы. В монастыре эта икона существует с очень давнего времени. Когда в 30-х годах XVIII века монастырскую церковь испепелил пожар, то на пожарище найдена неповрежденною огнем только икона Богоматери.

В нише левого придела большой церкви, наравне с Ченстоховскою, именуемой Браиловской, иконой Божией Матери, стоит деревянная выкрашенная гробница с другою святыней монастыря. В этой гробнице по­мещаются под стеклом кресты с частицами мощей различных святых.

Но и помимо своих святынь Браиловская обитель отличается еще и тем, что имеет много просветительных и благотворительных учреждений; в ряду этих учреждений следует упомянуть прежде всего об училище для сирот девочек, попечительницей которого состоит игуменья монастыря. Для ознакомления воспитанниц с практическими приемами обучения и для развития грамотности в среде женского населения м. Браилова в 1895 - 1896 учебном году, с разрешения преосвящ. Димитрия, открыты при монастыре воскресные классы для взрослых женщин.

С 1864 года существует при монастыре богадельня для престарелых женщин духовного звания.

Просветительное и благотворительное значение Браиловского монастыря не осуществилось пока еще в полной мере, причиною чему являются стесненные средства монастыря. Из казны отпускается монастырю ежегодно 3246 р. 50 к. и из хозяйственного управления при Св. Синоде в пособие причту 205 руб.

В настоящее время в монастыре имеется: мона­хинь манатейных - 53, рясофорных - 25 и указных - 22.

Игуменьею монастыря состоит м. Мелитина, портрет которой здесь помещен. В монастыре производятся следующие работы: зо­лотошвейное и всякого рода вышивания, тканье ковров, работы вязальные, живописные, золоченье по дереву и метка белья.

На выставке Браиловский монастырь занял одно из выдающихся мест. Монастырь экспонирует в витрине № 32 прекрасно исполненные воздухи, священнические пояса, поручи, платки. Кроме того, монастырем выставлены: живописная картина, убранная золотом и бисером, 10 штук пасхальных яиц, бо­гато вышитые полотенца и диванные подушки.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Дополняем существенный пропуск, допущенный по ошибке в №1 «Вестника», в статьe «Выставка». В числе мужских монастырей, принявших участие в вы­ставке, не упомянут Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырем этим доставлена на вы­ставку богатая и разнообразная коллекция работ иноков по гончарным, токарным, слесарным и другим работам. В одном из ближайших номеров «Вестника» мы еще вернемся к этой группе экспонатов.

Участники выставки. Фото-Ниелло-Инкрустация.

Еще в XIV веке в Италии и Германии мы видим ра­боты гравировки на золоте, серебре и меди.

Трудно сказать, где было начато впервые изготовление этих пластинок. Но, несомненно, то, что около середины XV века флорентийский мастер Финигверра, заполнив одну медную пластинку с выгравированными на нем рисунками (niello) краской, получил ясно выраженный контур оригинала. Последнему итальянский историк Джорждио Вазари (1512 - 1574) приписывает это изобретение. Уже значительно позже, когда ученики первого Финигверра, выходцы из Флоренщи, Баччио Бальдини и Антонио Поллайола усовершенствовали способ своего учителя, niello встретил большое распространение и был встречен пуб­ликой успешно. Но из всех последователей ни одно имя не гремело такой славой, как Марка Антонио Раймонди. Идя готовыми путями к достижению цели, последний усовершенствовал способ «niello» и перешел к воспроизведению гравюры на меди. Имея под рукой такого живописца, как Франческо Франчия, от которого Марк Антонио Раймонди научился многому и, соображаясь со своим умением, этот художник занялся главным образом воспроизведением посредством гравюр на меди картин и рисунков известнейших художников своего отечества, умело применяя свое художественное творчество.

Не обращая внимание на впечатление, вызываемое колоритом, он главным образом стремился передать точно рисунок, вырабатывая его возможно рельефно, чего достигал большею частью простой штриховкой, а иногда штрафируя накрест.        

Вот откуда у нас зародилась штриховка.

Похвала заказчиков, одобрительные отзывы художни­ков того времени, наконец - дружеское отношение к Ра­фаэлю Санцио - снискали Раймонду большую популярность и прозвище «отца гравюр на меди».

Но с течением времени гравюры на меди приняли со­вершенно другой характер. Когда умерли гениальные творцы итальянской живописи Рафаэль, Микель Анжелло и друг. - гравюры начали походить на офорты, сохранившиеся в значительно усовершенствованном виде и до ныне.

Способ фото-niello вытекает из гравюры на меди, служит ее имитацией и является в России впервые. Имитируя способ гравировки на меди, металлографу Ф. Кройсу удалось достигнуть желаемых результатов воспроизведения с различных старинных рисунков на металл. Беря по большей части за образец старинную гравюру или даже самое изобретение, Ф. Кройс начал переводить их ручным способом на медь, а, покрывая на основании долгого изучения химии тем или другим составом - достигал всевозможных оттенков. И этот способ по своему художественному виду превосходит все ныне существующие (печатание на жести и тому подобное). Избранный металл, а именно медь, по своей упругости и прочности очень удобен для иконостасных икон. Медь не так боится порчи, огня, и других причин, как дерево, цинк или жесть, а поэтому и является предпочтительнее перед ними.

Можно надеяться, что способ фото-ниелло-инкрустации встретит среди нашей публики громадное сочувствие и широкое распространение. Тем более, что по своей цене образа, выполненные по этому способу, являются в выс­шей степени доступными для каждого.

Относительно самой репродукции этим способом, мы скажем в одном из последующих нумеров.

Сергей Казанский

 

Хроника выставки

Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна изволила  приобрести 12 мелких икон работы московского художника Гурьянова из числа изготовленных им для Первой Всероссийской Выставки монастырских работ и церковной утвари в Таврическом Дворце. С Всемилостивейшего Ея Императорского Величества соизволения иконы эти находились на выставке для обозрения до вечера 2б февраля.

 - Учредительница «Попечит. Общ. о 1-м ночлежно-работном доме для безпрютных детей и подростков мужского пола с бюро устройства их в мастерство», Анна Сергеевна Эсмонт, просит нас напечать в «Вестнике» нижесле­дующее ея воззвание:

«Добрые и милосердные люди! Наступили дни, когда у всякого христианина все время хорошее молитвенное настроение, желание выполнить какое-нибудь хорошее дело - облегчить чужие страдания, очистить душу свою от многочисленных наших вольных и невольных грехов, вечно преследующих нас, так как мы, к глубокому сожалению нашему, и родились грешными и слабыми, а Великие дни поста дают нам надежду, что мы помолимся, испросим у Всемилостивого Бога прощение и может быть Он поможет нам не грешить более. В эти дни наших надежд мы делаемся мягче, отзывчивее к чужому горю, стараемся помочь чем можем тем, кто несчастнее нас, и в этом находим большое облегчение своей многогрешной душе.

Вспомните в минуты душевных тревог маленьких ночлежников - тружеников, постоянно нуждающихся в материальной помощи. Вспомните учреждение, призревшее их и укрывающее детей от холода и голода и ужасной жизни их по частным ночлежным домам столицы, где им было бы и до сих пор жутко, если бы вы, добрые и отзывчивые люди, не пришли на помощь к ним по мо­ему воззвании со своими посильными лептами. Рука дающего не оскудеет, а все, что вы дадите детям - вы дадите Богу, Который любит детей и внемлет их молитвам, возносящимся постоянно в основанном мною приюте за каждого, давшего им свою лепту. Детей учат в приюте: молиться; отличать правду от лжи, наукам, переплетному, сапожному и щеточному ремеслам, домашнему хозяйству, т. е. починке своего белья, уборке за собой и по кухне приюта, и дети, когда вырастут, то поймут всю доброту Вашу и сами научатся благотворить и помогать другим. Я часто говорю с моими птенцами, чтобы они старались выйти тружениками и хорошими людьми, брали бы пример с тех добрых людей, которые им помогают выйти полезными, а не вредными членами общества, и всегда бы думали о тех, кто несчастнее их, т. е. о тех, кто еще не призрен приютом и не слышит ни откуда теплого слова и назиданий нашего Батюшки, дрожит от голода и холода: И надо было видеть их радость, когда я их попросила поскорее сшить 7 пар сапожек для детей арестантов, найденных одним добрым гением голодными и раздетыми в г. Луге, и мои дети с вели­кой радостью принялись за работу - такой результат нравоучений нашего Батюшки и моих приютских сотрудниц и сотрудников порадовал меня очень, труды над детьми улицы не пропали даром и вот, что вы сделали, добрые люди, своими лептами; радуйтесь, что помогли мне собрать детей улицы под кров приюта и не откажите и теперь помочь собрать некоторую лепту на дом с церковью - дом куплен на Садовой 86, благодаря милости г. Ми­нистра Внутренних Дел, давшего 20.000 р. Но еще много на него надо, чтобы выплатить долг за него и приспосо­бить для церкви, приюта и мастерских. Пожертвования принимаются у меня лично, в Канцелярии Приюта, Серпу­ховская 5 кв. 2, от 10-ти утра и до 10-ти вечера еже­дневно.

В Воскресенье, 29-го февраля, от 2 до 5 час. дня в помещении выставки состоится духовный концерт смешанного хора под управлением В. В. Певцовой. Вслед за этим концертом, намечен еще ряд других духовных концертов.

Содержание № 2.

Состав комитета                                                          2
-27 февраля    .                                                         3
Торжественное открытие выставки                                          4
Винницко-Браиловский Свято-Троицкий первоклассный женский монастырь      11
Участники выставки                                                       11
Хроника выставки                                                         13

Редактор А. А. Ходнев.

Издание Комитета выставки

Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 17 -9.

 



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''