Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 3 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 4-го марта 1904 г.


В канцелярии коммисариата выставки продолжается прием подписки на «ВЕСТНИК первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари». Вестник выходит 2-3 раза в неделю. Подписная цена три руб. с доставкою и пересылкою. Почтовый адрес: СПб., Таврический дворец, в редакцию «Вестника первой всероссийск. выставки монастырских работ».

Прием объявлений

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО

с 11-ти ч. утра до 11-ти ч. вечера.

За вход 50 к. с благ. сбор.

Дети и учащиеся платят половину.

По понедельникам 1 р.

Сбор с выставки предназначен в пользу общества попечения

об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного

дома района Балтийской жел. дор., а также на военные нужды.

Удобное сообщение по конно-железной дороге от Знаменья и Михайловской улицы. Каждый посетитель получает текущий № Вестника бесплатно. Каталог - 20 коп.

Городищский женский монастырь.

Городищский женский монастырь находится в Волын­ской губернии, Заславского уезда, Городищенской волости, при селе Городище, в 18 верстах к вост.-юго-вост. от от Заславля и 10 вер. к сев.-зап. от села Косой Рошневки. Он построен в 1782 году князьями Любомирскими, зданием кирпичный и на кирпичном фундаменте. Первоначально здесь помещались монахи-католики кармалитского ордена. В 1832 году монастырь был обращен в приходскую во имя Рождества Богородицы Церковь, а в 1858 году - в женскую обитель. Здания Городищского монастыря, до перевода в них инокинь из местечка Полонного, из Успенско-Полонного монастыря, были почти наполовину разрушены, но усиленными стараниями сестер монастыря, благосклонным вниманием начальствующих лиц Волынской Епархии и благотворительными приношениями посильных жертв православным русским народом, здания эти в настоящее время приведены в благо­лепный вид, подобающий Православной Церкви. Как утверждает предание, основание монастыря следует от­нести еще к 1538 году, когда в селе Городище был построен православным князем Богушем Корецким православный мужской монастырь. Сама обитель и другие здания монастыря находятся на возвышенном, в центре села, живописном месте. С восточной, северной и запад­ной сторон здания окружены прудом и обсажены фрук­товыми садами. По штату 3 класса монастыря полагается: настоятельница, 6 монахинь и 4 послушницы. В настоящее время всех живущих в нем 182 лица. Штатные поль­зуются небольшим содержанием от казны, а все прочие сестры, исключая монастырской пищи, содержатся на своем иждивении. При монастыре имеется небольшая, на 7 кро­ватей, больница с запасом самых необходимых медикаментов, которую раз в неделю, по вторникам, noсещает сельский врач за плату 15 рублей в месяц. При монастыре учреждено училище, в котором содержится от 18 до 20 воспитанниц круглых сирот на монастырском иждивении, а также мастерская рукодельная и ко­верная; в первой производятся работы по канве, гладью и шитье золотом. Для приезжающих устроена гостиница с 7-ю номерами.

Настоятельницей Городищского монастыря состоит игуменья Елевферия.

Лебединский Николаевский женский монастырь

Свято-Николаевский женский монастырь основан в период времени с 1779 по 1784 год, на средства доброхотнодателей и бывшего местного владельца Князя Ксаверия Любомирского, монахинями Молдавского Свято-Успенского Калатурского монастыря: Магдалиной, Трифилией, Дарией и Февронией. По изданию штатов в 1786 году оставлен за штатом, но в 1842 году возведен на сте­пень 2-го класса.

Монастырь находится в Чигиринском уезде, Киевской губернии, на гористой местности, среди леса. От Киева расположен он в 205 верстах, а от станции Шпола, ю.-з. железной дороги, - в пяти верстах.

Мантейных монахинь в монастыре 67, указных послушниц - 72, временных не npиукаженных – 250, все же около четырехсот.

Сестры шьют золотом и шелками церковные облачения, отделывают иконы, шьют белье, делают цветы и вообще занимаются разными женскими рукоделиями и этим себя содержат, так как монастырь своекоштный.

При монастыре находится церковно-двухклассная профессиональная школа, в которой учится 150 девочек, живущих в здании училища.

Настоятельницей Лебединского монастыря состоит Игуменья Евфалия.

В монастыре

Маленькая деревянная церковь совершенно исчезает в тени высоких груш и черешен, обступивших ее со всех сторон, и только белая ее колокольня поднимается над этой группой сочной зелени и ярко блестит в солнечных лучах своим золоченым восьмиконечным крестом.

Совсем в стороне приютился на опушке леса длинный низенький дом с кельями монахов, а напротив самой церкви - маленький домик старика игумена.

Тут же, почти рядом, гостиница для богомольцев.

Дальше раскинулся виноградник, а за ним огород и кругом всего - высокая деревянная ограда. За оградой начинается густой лиственный лес, из глу­бины которого выглядывают скромные памятники монастырского кладбища. Солнце медленно опустилось за горизонт, и насту­пили мягкие летние сумерки. Те поэтические сумерки, когда яркий солнечный блеск и немолчный говор птиц и кузнечиков сменяются полусветом и тишиною.

На темном небе один за другим загорелись золотые огоньки звездочек и скоро бесчисленное мно­жество этих огоньков усеяли бархатную глубину неба. Я сидел на одной из скамеек между деревьями, окружающими церковь, и, оторвавшись от действитель­ности, весь ушел в созерцание мирной и вместе с тем величественной картины природы...

Маленький монастырь, заброшенный в глубину боль­шого леса стоял вблизи большого города, славящегося богатыми монастырями и церквами, а потому в этот монастырь редко когда заглядывали бого­мольцы и теперь там никого не было. Глубокая тишина наступающей ночи лишь изредка нарушалась медлен­ными шагами какого-нибудь монаха, темная фигура которого неясным силуэтом выделялась на усыпанных белым речным песком дорожках и, сливаясь с темнотою и деревьями, исчезала в пространстве, да из открытой церковной двери слабо мерцали два - три огонька от цветных лампад и доносился легкий гул голоса дежурного чтеца.

Царство покоя, мира и невозмутимой тишины! Уголок, удаленный от житейской суеты и волнений. Что может нарушить тихое течение жизни этой обители? Какие страсти могут волновать сердца этих тихих чернецов с медленной поступью и плавными движениями, Да и знакомы ли им страсти?

В тишине этой мирной обители среди величия безыскусственной природы сердце человека отрешается от будничных мелочей и сливается в одно нераз­рывно-целое с бесстрастной, но одухотворенной, зиж­дущей и любящей природой и здесь под сводами этой маленькой церкви с темными ликами святых в блестящих ризах, пред престолом Творца открываются чистые сердца и гимн их: сливаясь с гимном так близкой им природы несется, к небесам...

Тихие шаги прервали мои мечты. Я обернулся и увидал возле себя высокого пожилого монаха. Мы разговорились. Я сообщил ему мое настроение, передал ему что думал.

И вот что услышал от него в ответ.

 - Да, этот мирный уголок, вам, жителям больших городов, иначе и не может казаться. Там, у себя вы привыкли видеть непрерывное движение, по­гоню за злобами дня, за богатствами, блеском и сла­вою, - погоню, в которой гибнут сотни, а на их ги­бели единицы строят свое благополучие. Эта погоня за наживой и борьба за преимущества, ничем не при­крытая, всем ясна; да их и не особенно стараются скрывать. А здесь у нас, какой контраст и Скромные белые домики с крылечками, обвитыми зеленым плющом; мелодичный перезвон колоколов на старой колокольне, ласковое солнышко на лазурном небе и кругом безбрежное море таинственного леса, охраняющего наш маленький мирок от вторжения суеты внешнего мира.

Точно также думал и я, когда много лет тому назад впервые посетил это место. И я убежал от того, далекого для меня теперь света и сделался монахом.

Он распрощался и ушел; скоро шаги его замерли за углом церкви, и я остался опять один.

Легкий порыв теплого ветерка зашелестел листья­ми деревьев, и за лесом показался серебряный край восходящей луны; листья и ветви резко вырисовыва­лись на ее блестящем диске. Ночной сторож где-то зазвонил в чугунную доску, и металлический звук всколыхнул ночную тишину, а эхо подхватило этот звук и повторило его где-то, а потом дальше, дальше и, наконец, совсем далеко он замер как легкий вздох.

Н. фон - Гук (Знакомый).

Дупло-келья


В большом зале выставки (зимнем саду) М. И. Бого­любовой выставлено огромное липовое дупло, в котором жил некий отшельник в начале XIX ст. в пределах Тульской губ. Дупла дерев служили многим русским св. отшельникам кельями. В дупле дуба подвизался пр. Тихон Калужский; дуб этот сохранился до наших дней и служит предметом благоговейного почитания паломников. О Преподобном Павле Обнорском (память его 10 января), говорится, что он, получив благословение от Св. Сергия на отшельнические подвиги, пришел в комельские леса и, «обрете древо дуплено велико, глоголемое липа» посе­лился в ней и жил три года.

Первая русская книгопечатная, ныне Мо­сковская синодальная типография[1]

Московская Синодальная Типография является прямой наследницей древнего Государева Печатного Двора и ведет свою историю с начала книгопечатания в Москве.

Тогда как в других странах давно уже было вве­дено книгопечатание, в Московском Государстве долго не чувствовали недостатка в типографских станках. Это объясняется необыкновенно широким развитием здесь книгописания, в котором усердствовали и монастырские подвижники, и мирские лица, и даже иногда высшие государственные деятели.

По указу и на средства царя Иоанна Васильевича для помещения книгопечатни был построен особый дом, названный Печатным Двором, в соседстве с Никольским монастырем с одной стороны и двором голландского негоцианта Белоборода с другой. Получив благословение митрополита, дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславцев 19 апреля 1563 г. начали типографские ра­боты, а 1 марта 1564 г. из под печатного станка вышла первая книга - Апостол.

Так как Печатный Двор был устроен и содер­жался на средства царской казны, то он во всем был подчинен Приказу Большого Дворца. Государев боярин был главным распорядителем на Печатном Дворе, а непосредственное наблюдение за делами его было поручено особому Приказу книг печатного дела. Назначения на все должности происходили по царскому указу. Типография именовалась Государевым Печатным Двором, а сами  работы в ней назывались «делом Государевым».

При Императоре Петре Великом Печатный Двор отличался успешной деятельностью и большим разнообразием своих изданий. Сохраняя прежнее свое устрой­ство, он с 1702 г. был поручен Монастырскому При­казу, начальник которого боярин Мусин - Пушкин был главным распорядителем на Печатном Дворе. Ближай­шее заведывание типографскими делами было в руках Федора Поликарпова, знаменитого и ревностного труже­ника на пользу книжного просвещения.

Выдающимися событиями в истории Печатного Двора при Петре Великом были основание первой русской газеты и введение гражданского шрифта.

Высочайшего посещения 16 апреля 1903 года

В Москве еще в 1631 г. стали появляться иностранные газеты, и первыми из них были гамбургские ведомости. Из этих газет в Посольском Приказе делались переводы и выписки о различных происшествиях и военных действиях в Европе. В том же Приказе делались выписки из донесений наших посланников, кото­рые были обязаны из всех городов, через которые они проезжали, писать обо всем ими слышанном и до­ставлять извлечения из местных газет. Эти известия Государь нашел необходимым публиковать ко всеобщему сведению, выпуская их в свет в виде листков или курантов. Название это производят от слова currens - бегущий, и этим именем в Голландии назывались лету­чие, периодически выпускаемые листки.

До 1708 г. все издания, выходившие с Печатного Двора, печатались славянским или церковным шрифтом. В этом же году был введен русский, так называемый гражданский шрифт. Причиною его изобретения было желание Петра Великого сделать нашу азбуку более похо­жею на латинскую, как более красивую.

Печатание гражданских книг зависело исключительно от воли самого Государя. Он принимал непосредствен­ное участие в издании этих книг: сам просматривал и правил переводы и корректуры, заботливо следил за самым печатанием и всеми типографскими работами во всех подробностях. Этим делом Государь занимался даже во время военных действий, причем в Прутском (1711 г.) и Персидском (1722 г.) походах при нем был типографский станок.

В 1721 г. Печатный Двор, вместе со всеми другими типографиями, был передан в ведение Св. Синода, ко­торый вскоре постановил, чтобы типографией управлял директор со справщиками.

Во 2-й половине XVIII столетия начали обнаруживаться признаки разрушения главного типографского корпуса, выстроенного в 1645 году. В ночь с 8 на 9 сентября 1773 г. - треснула надворотная башня, которая тогда же и была разобрана. В 1810 г. оказалось неизбежным при­ступить к  сломке корпуса и к 1814 г. на его месте возведено теперешнее здание Типографии в готическом стиле.

Московская Синодальная Типография в настоящее время отличается необыкновенно широкою производительностью и энергичною деятельностью. Она обладает усо­вершенствованными техническими средствами и имеет следующие отделения: пунсонное, граверное, словолитное, стереотипное, штамповальное, наборное, печатное, литограф­ское, художественное, иконописное и переплетное.

Словолитня вместе с пунсонным и граверным отделением занимает две палаты. Кроме древних славянских шрифтов (Евангельский, Осиповский, Арсеньевский, Воскресенский и Библейный), в ней производится отливка и позднейших азбук, каковы Киевская, Ново-Москов­ская на разные кегли и др., а также гражданских и иностранных (греческий, латинский, еврейский, сирийский, коптский, эфиопский и др.) шрифтов и квадратных церковных нот. Из последних произведений словолитни следует особенно отметить древнюю «певчую азбуку» или крюковые ноты, художественно исполненные по лучшим древним нотным рукописям с киноварными по­метами. Работа эта была исполнена при печатании и Азбуки «крюкового пения» священника В. Металлова. Производи­тельность словолитни выражается изготовлением в тече­ние года полных комплектов и приливок различных шрифтов, книжных украшений и наборного материала до 2000 пудов.

Стереотипное отделение имеет все важнейшие приспособления для отливки прямых и круглых стереотипов, преимущественно для книг учебных (Псалтирь, Часослов, Октоих, Обиход), а также Библии, Евангелия славяно-русского, Сокращенного Молитвослова, Молитво­слова в 64 д. и др. Штамповальное отделение открыто для изготовления металлических крестиков, образков и окладов на Евангелие и Апостол. Работы изготовляются по лучшим рисункам, исполненным по заказу и указаниям самой Типографии. Наборное отделение имеет в своем распоряжении более 10000 пудов славянских гражданских и иностранных шрифтов и различных украшений. В течение года в наборной изготовляется до 12000 гранок и 3000 листов разнообразной величины.

В печатном отделении находятся одна ротационная машина, дающая 80000 двухсторонних листов в день, двадцать скоропечатных и пять двухкрасочных машин, четыре ручных станка, конгревский, паровой и гидравлический прессы. Деятельность печатного отделения в течение года выражается в изготовлении до 30.000.000 книж­ных листов. Для того, чтобы составить себе ясное представление о производительности этого отделения, следует иметь в виду, что в Московской Синодальной Типо­графии в настоящее время печатаются все богослужебные книги, киноварные формы, которые требуют особенно тщательной и кропотливой приправки. Наконец, литограф ское отделение, в которой имеется четыре машины, возникло при изготовлении нового издания Лицевых Святцев, исполненных в 12 красок, и дало Типографии возможность приступить к изданию целой серии картин из священной истории и житий святых и к печатанию художественных священных изображений для Евангелия и других книг богослужебных. В течение года к литографии изготовляется до 4.000.000 оттисков.

Всего в Типографии имеется более 150 различных машин, станков и прессов.

Чтобы судить о качестве технической стороны типографских работ, следует сказать, что Московская Сино­дальная Типография с успехом экспонировала свои произведения на двух выставках: в 1896 г. на Bcepoccийской Нижегородской и в 1900 г. на Всемирной Париж­ской. На обеих выставках Типографии присуждены высшие награды.

При типографии имеются художественное и переплетное отделения. В течение года в переплетном отделении из­готовляется до 1.500.000 брошюр и переплетов.

Типографские издания поступают в книжные запас­ные склады, занимающие несколько помещений в зданиях Типографии, куда в течение года поступает до 14.000.000 экз. книг, брошюр и листов. Для продажи Синодальных изданий при Типографии существуют две книжных лавки, оптовая и розничная. В течение года книг из обеих лавок продается на сумму до 1.000.000 рублей. Кроме того, для той же цели Типография имеет лавку в Кремле, помещающуюся под колокольней Ивана Великого. В последнее время организована книжная торговля в праздничные дни на Сухаревском и Смоленском рынках, во время народных гуляний на Девичьем поле, у Пресненской заставы и в Сокольниках. Имеется по­стоянная торговля в лавках при Ваганьковском кладбище. Для большего распространения Синодальных изданий и более удобных способов их приобретения, заботами Управляющего Типографией, по всей Poссии разсеено мно­жество книжных складов и везде имеются коммиссионеры Типографии, в числе которых до 600 Волостных Правлений. Наконец, при Типографии организован штат книгонош.

Условия, в которых приходится совершать свой тяжелый труд типографским мастеровым, следует признать вполне благоприятными. Обильное электрическое освещение, чистый воздух, благодаря усовершенствованной вентиляции, здоровая, питательная и дешевая пища, получаемая из типографской столовой, постоянная медицин­ская помощь (доктор, фельдшер, аптека) - все это служит причиною того, что типографские рабочие вполне довольны своим бытом и отличаются трудолюбием и исполнительностью. При Типографии учреждена для рабочих ссудо-сберегательная касса, в которой за небольшой процент они могут пользоваться ссудою. В особо уважительных случаях Управляющим разрешаются безвозвратные пособия из той же кассы. Всего в Типографии мастеровых 347, в том числе 70 учеников.

В 1896 году, по ходатайству управляющего С. Д. Войта, была учреждена при Типографии двухклассная церковно­приходская школа для обучения малолетних рабочих Типографии, с 4-х летним курсом.

Своими образцовыми устройствами, и широким развитием своей деятельности Московская Синодальная Типография обязана, главным образом, просвещенному содействие Обер - Прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева.

Самым видным изданием Московской Синодальной Типографии служат выходящие ныне в свет Минеи-Четьи на русском языке. Заслужив всеобщее сочувствие, это издание удостоилось милостивого внимания Его Императорского Величества. Вызванная некогда к жизни царским словом, старейшая русская типография имела счастье получить царское одобрение своей посильной деятель­ности. На всеподданнейшем докладе Обер - Прокурора Святейшего Синода о первой книге русских Четьих-Миней Государю Императору благоугодно было начертать: «Выражаю Мое полное одобрение всем принимавшим участие в составлении и печатании первого вы­пуска Житий Святых. Издание это делает честь Московской Синодальной Типографии».

1б-го апреля 1903 года Московская Синодальная Тнпография была осчастливлена Высочайшим посещением, во время которого объяснения Их Величествам удостоились давать Товарищ Обер - Прокурора Святейшого Синода В. К. Саблер и Управляющий типографиею С. Д. Войт.

Участники выставки. Кустарный Отдел

Кустарный отдел на выставке представляет несомненно большой интерес для посетителей.

В числе разных художественных работ крестьян многих губернии России, собранных и выставленных В. И. Боруцким и А. А. Суровым, находятся следующие, заслу­живают особого внимания издания.

Несомненно первенствующее место в от­деле занимают изделия кустарей Сергиевского посада, Моск. губ. В посаде, вокруг Троице - Сергиевского монастыря, расположено несколько слобод, в которых живет до 300 дворов кустарей, изготовляющих  различного рода игрушки, резной из дерева товар, воздухи для церквей, иконы и т.п. Благодаря работам Московского губ. земства, специально игрушечный промысел, резьба и выпиливанье по дереву поставлены в настолько хорошие, выгодные для кустарей условия, что последние стали изготовлять художественной работы изделия, имеющие громадный успех и сбыт как у нас в России, так равно и за границей. Разные куклы, одетые в национальные русские костюмы, ма­трешки, звери из папье-маше и т. п. все это сделано настолько красиво и оригинально, что раскупается публикой очень охотно. Такой же успех имеют и резные по дереву изделия: художественно – выжженные шкатулки, жбаны, ларцы, шкафы, солонки и пр. Особый же успех имеют яйца, выжженные и затем раскрашенные акварелью. Цена таких яиц очень не­высока и за 50-80 к. можно иметь очень хороший подарок к празднику детям.

Интересны также разного рода рамки для картин и затем самые картины, выполненные кустарями по эскизам известных художников.

Тут же находятся художественные вышивки крестьян Тамбовской губернии, каковые работают под наблюдением М. О. Якунчиковой по строго стильным характерным русским рисункам московской художницы Н. Я. Давыдовой.

Выставлена также весьма интересная скатерть работы ростовского (Ярослав, губ.) мастера На­зарова. Очень хорошо им исполнены герб с миниатюрой Государя Императора и портрет - миниатюра Иоанна Кронштадтского. Здесь же вы­ставлена печь для обжига финифти и последо­вательный ход работ по изготовлению образков.

Из изделий казанской губернии выставлены пряжки из белого металла.

Из Нижегородской губернии представлены различные чашки, ложки и шкаф, лакированной работы, а также коллекция ножниц работы Демидовцева.

Очень видное место в выставленных кустарных коллекциях занимают платки из козьего пуха работы кустарей-казачек Орен­бургской губернии. Прекрасные экземпляры полу­чены прямо из станиц и по качеству своему и рисункам не оставляют желать лучшего Интересны также детские костюмы из белого и серого лебяжьего пуха.

Из Пензенской губернии имеются платки, чулки, перчатки и проч., очень хорошей работы.

Новоторжским уёздным земством Тверской губернии выставлены разные кошели, пояса, подушки, золотом шитые по новым рисункам художницы Пашкевич. Очень интересны ворот­нички, работа которых, также как и кружев­ная только что вводится в мастерских названного земства.

Владимирская губерния представила коллекции кружев, полотенец и затем очень хорошо выполненные работы кустаря Бирина.

Орловская, Вологодская, Тульская, Черниговская, Полтавская, Смоленская и др. губ. характери­зуются выставленными кружевами, вышивками, платками, костюмами и т. п. работами.

Из Курской губернии представлены г. Бартрамом прекрасной работы вышивки шелком (сю­жеты из русских сказок). По рисунку худ. Бартрама сработан и фриз на простых обыкновенных рогожках, украшающий весь кустарный отдел.

Если к описанному уже прибавить всевозмож­ный майоликовыя, терракотовыя и фарфоровые изделия кустаря Дунаева (близ Хотьковского мона­стыря Москов. губ.), очень чисто и хорошо сработанные, и затем типы каторжников, изготовленные из хлеба одним ссыльным на Сахалине, то можно считать обзор кустарного отдела законченным.

Следует заметить, что такое большое коли­чество коллекций художественных кустарных изделий могло быть выставлено лишь потому, что участие России на выставке в С.-Луи, из-за войны отменено и, таким образом, явилась возможность выставить на этой выставке часть того, что предназначено было в Америку и что было ко времени открытия выставки в Таврическом дворце, получено в Петербурге.

А. Боруцкий

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

Добрые люди!

Много бездомных и безприютных мальчиков в столице и только горсточка их в 90 человек с трудом помещается в убогом, учрежденном мною, приюте на Серпуховской, № 5, и взять больше нельзя ни одного, между тем и деваться им некуда, потому что все приюты столицы переполнены. Добрые люди, сжальтесь, помогите, дайте средств улучшить помещение приюта, расширить его хотя бы на 100 человек, собственный дом хотя уже  приобретен, но выплата за него более чем трудна для Общества, не обладающего никакими капиталами и существующего исклю­чительно пожертвованиями. Помогите спасти больше детей, вырвать их из когтей нищеты, поправить их расшатанное в углах и трущобах здоровье, научить их слову Божьему, отличать ложь от правды, приучить к правильному образу жизни и выработать из них полезных, а не вредных членов Общества, что ожи­дало бы их без этого убежища. Полюбите детей, обездоленных судьбой и Вас не оставит Господь и услышит детские молитвы, возносимые ежедневно за Вас, добрые и милосердные люди. Дайте мне возмож­ность держать двери приюта открытыми для каждого бездомного малыша, чтобы ему не было надобности идти в частные ночлежные дома на ночь и в разные чайные, где кишит праздный народ, губительно действующий на невинные детские души.

Уже нашлись добрые люди, отозвавшиеся на нужды приюта. Наиболее крупное пожертвование на приобретение для приюта собственного дома - в 20.000 рублей - получено Попечительным Обществом, по Высочай­шему ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА повелению из предназначенного на благотворительные цели капитала вдовы полковника Николевой. Точно также значительную поддержку этому делу оказал, пожелавший остаться неизвестным, художник П. С., от которого поступило первое пожертвование в размере 200 руб. На днях же, 25-го февраля, получено от душеприказчиков Екатерины Липиной 1000 рублевый билет свиде­тельства Государственной 4% ренты. К сожалению, поступивших пожертвований далеко недостаточно для опла­ты долга на приобретенный Обществом дом и на устрой­ство необходимой Приюту Церкви, во имя Св. Николая Чудотворца. Пожертвования с глубокой благодарностью принимаются у меня лично в Канцелярии Правления при приюте, Серпуховская, 5, кв. 2, в СПб., с 10 ч. утра до 10 ч. веч. и во всех столичных газетах, а также в витрине № 128 на выставке монастырских работ. Осматривать приют могут все желающие озна­комиться с ним от 10 ч. утра до 8 ч. веч.

Учредительница «I-го Ночлежно-Работного Дома для безприютных детей и подростков муж. пола в СПБ».

Анна Эйсмонт

 

Хроника выставки

29-го февраля на выставке замечалось полное оживление. В этот день, от 2 до 5 час. дня, на эстраде, между первым и вторым залами, приглашенным комитетом, смешанным хором под управлением В. В. Певцовой был исполнен ряд духовных песнопений по особой концертной программе. В первом отделении исполнены: «Боже, Царя Храни» и «Уязвленную мою душу» Львова и «О тебе радуется» Турчанинова, а во втором – «Ле­генда» Чайковского и «Как Петр, я в море утопаю» и «Повсюду благовест гудит» -Гольтисона.

Прекрасное исполнение вызвало общее одобрение и на долю В. В. Певцовой и хора выпал большой, вполне заслуженный успех. На выставке перебывало в этот день свыше 1.300 чел.

Следующие духовные песнопения состоятся 4-го марта от 8 до 10 час. вечера. Смешанным хором церкви С. П. Елисеева, что на Б. Охте, под управлением регента В. Г. Самсоненко будет исполнен ряд произведений Бортнянского, Турчанинова, Львова, Чайковского, Гольтисона и др.

 

Городищский женский монастырь                                              2
Лебединский Николаевский женский монастырь.                                3
В монастыре                                                                3
Дупло келья                                                                6
Первая русская скоропечатня, ныне Московская синодальная типография        7
Участники выставки                                                         12
Письмо в редакцию                                                          14
Хроника выставки                                                           16

 

Издание Комитета выставки

Редактор А. А. Ходнев.

Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 17 -9.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.



[1] Настоящие сведения извлечены из исторической записки о  Московской Синодальной типографии, изданной в 1903 г. в память



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''
Яндекс.Метрика