Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 7 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари



Настоятельница Василиско - Златоустовского женского общежнтельного монастыря монахиня Анна,

в миру Анастасия Фролова Тарасова

Василиско - Златоустовский женский общежитель­ный монастырь. (Краткий очерк)

Василиско-Златоустовская женская обитель распо­ложена в 12 верстном расстоянии на северо-восток от берега Черного моря и на таком же расстоянии от города Сухум -Кале, на берегу реки Гумисты, близ селения Михайловского, Сухумской епархии, на том самом месте, где находился древний город Команы или точнее Коуманы.


Часовня у св. источника, именуемого 

Св. Священ мученика Василиска.

Местность обители весьма замечательна в истории Церкви православной. По дебрям этой местности, когда-то (в 407 г.), ведом был стражами согбенный узник, изнуренный далеким странствованием, непо­годами и лишениями и более всего, скорбию о Церкви Христовой. Узник этот был св. Иоанн Златоуст, который на пути последнего своего изгнания в Пицунды Питиус, в 407 году, 14 сентября скончался здесь, в Команах, в церкви св. священномученика Василиска, епископа Команского, пострадавшего за Христа в начале IV века, неподалеку от гроба св. священномученика Василиска. Честные мощи св. Иоанна Златоуста в 438 г. 27 января были перевезены из Коман в Константинополь. Вот кому, первосвятителю Церкви Христовой, первоиерарху Константино­польскому, вселенскому, учителю св. Иоанну Златоусту, о котором Церковь Христова доселе воспевает что «уст Его яко светлость огня возсиявше благодать все­ленную просвити», - Господь судил здесь, в Команах иметь место временного своего упокоения.

Вот это то знаменательное место, которое, за пол­торы тысячи лет до нас, было свидетелем совершившегося на нем знаменательного события блаженной кончины великого святителя Христова Иоанна Златоуста, и которое в продолжение многих веков, при смутном предании о сих Святителях Василиске и Иоанне Зла­тоусте и их упокоении в стране этой, было покрыто завесой забвения по слову Боговдохновенного Царя пророка «непреложно в вечную память будет праведник» (псал. 116 ст. 6), опять по устроению Промысла Всевышнего Творца, привлекло взоры и сердца Христолюбивых почитателей святынь. На этом замечательном пустынном месте, среди мрака язычества и ислама, в 1898 году русскими сестрами возобновлен тот древний храм св. священномученика Василиска в котором более 30 лет находились честные мощи св. Иоанна Златоуста, а в 1900 г., 12 ноября, возобнов­ленный этот храм был освящен; в 1901 г. от 25 июля до 9 августа, определением Святейшего Синода постановлено учредить здесь женский общежительный монастырь с наименованием его Василиско-Златоустовским, а 13 ноября того же 1901 г. этот монастырь был открыт преосвященным Арсением епископом Сухумским. В этой же местности, неподалеку от возобновленного храма находится ручеек, который до сего времени источает целебные воды и носит название «Источника святого Василиска». Храм во имя святителя Иоанна Златоуста, возобновленный на уцелевших от древних времен стенах, имеет те­перь благолепный вид: иконостас дубовый резной, с позолотою весьма изящной работы; стены храма внутри окрашены масляною краскою и расписаны жи­вописью; храм снабжен в необходимом количестве церковной утварью.

В обители в настоящее время проживает более 100 сестер, который ежедневно отправляют церковную службу, и при том они отличаются своим неутомимым трудолюбием. Сестры певчие занимаются разными вышивальными рукоделиями, а прочие шьют обувь и одежду для сестер, обрабатывают огород, расчищают лес, разводят сады, занимаются пчеловодством и шелководством; имеют свой кирпичный завод, в котором трудятся тоже сестры труженицы и даже производят штукатурные работы.


Церковь св. Иоанна Златоуста 

Василиско-Златоустовского монастыря

Господь благословляет труд сестер обители. В настоящее время в обители имеются постройки, один очень большой 2-х этажный корпус каменный, в котором помещаются в нижнем этаже кухня, трапез­ная и другие хозяйственные службы и в верхнем - келии для сестер, и кроме того, два деревянных оштукатуренных дома, - один из них для помещения священника, а другой - монастырская гостиная для посещения богомольцев. Желающих поступить во вновь учрежденный монастырь очень много, так как своим уединением, а также мягким теплым своим климатом, он привлекает к себе всякого, посетившего обитель. Поэтому ощущается неотложная необходимость - в приготовленных большого числа достаточно удобных помещений, о чем и заботится настоятельница монахиня Анна, в миру Анастасия Тарасова, положившая начало этой обители.

В обители предполагается произвести постройки: 1) больницу для сестер; 2) ограду вокруг монастыря, без которой при пустынной горной местности жить невозможно и 3) школу для обучения туземных девочек сирот, цель которой - распространение давно потухшего в этом крае христианства. К величайшему прискорбию смиренная обитель не имеет на это средств, а в населении здешнего края все более и более замечается требование просвещения светом Христовой веры. В виду этого, Настоятельница с сестрами смиреннейше просят Христолюбивых благотворителей, усердствующих иноческим обителям и ревнующих о просвещении светом Христовой веры полудиких жителей Абхазии, не отказать в посильных вспомоществованиях на нужды этой обители, ко­торая всякую благотворительную жертву принимает с величайшею благодарностию и имена жертвователей записывает в монастырский синодик для поминовения.

Адресовать пожертвование следует: Сухум Кале, Кутаиской губ., Василиско - Златоустовский общежи­тельный женский монастырь, настоятельнице Анне.

Староверческие иконописные образцы, выставленные в Историческом отделе Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари.

Рисунки для иконописи из собрания баронов М. Ф. Таубе и С. Н. Корфа, выставленные в Историческом Отделе служили для иконописцев староверов и раскольников образцами, по которым воспроизводи­лись лики старого письма. Рисунки бар. Таубе собраны у мастеров иконников на Урале, близ г. Златоуста и в скитах на склонах горы «Таганай». Строгое соблюдение древнего рисунка и исстари установленных черт и выражения лика Христа-Спасителя, Пречистой Девы, Апостолов, Святых и Угодников потребовало
тщательного воспроизведения таких же старинных очертаний. Только благодаря сохранившимся от древ­ности образцам, - мастера могли удержать строжайшую точность и неизменность иконописного предания. Но так как карандашные рисунки долго сохраниться в исправности не могли и при переводе их на деревянные доски значительно портились от натирания оборотной стороны охрой или сажей, то потребовалось обводка рисунка тушью, от чего он грубел и тончайшие подробности снимков иногда весьма малых размеров (миниатюр) окончательно терялись. У таких, обведенных тушью, образцов глаза, рот и нос часто отсутствуют, их пополняли потом от руки на самой живописи, писанной обыкновенно не масляными, а яичными красками. Другой способ сохранения рисунков от стирания и выцветания заключается в прокалывании очертания острою иголкою в виде прерывного ряда мельчайших дырочек. Taкиe просвечивающие сколотые образцы ценились весьма до­рого, ибо требовали опытных художников и твердо набившим себе руку исполнителей.

Все рисунки Исторического Отдела четырех видов: 1) Карандашные, иногда вырезанные по внешним очертаниям, 2) обведенные тушью, 3) двухцветные и трехцветные, т. е. черные рисунки, оттененные кино­варью и охрою, и 4) сколотые - просвечивающееся. Часть этих рисунков прямые, часть оборотные. Прекра­сные образцы проколотых рисунков выставлены Бароном Таубе. В собрании барона Корфа выде­ляются весьма хорошо сохранившиеся трехцветные образцы.

Бумага всех изображений - русского производства и судя по филигранам, т. е. по водяным знакам, она от выпуска 1799 по 1816 года. Несколько ее сортов желтоватого и сине-зеленоватых оттенков, но есть и темно синего цвета. Водяные знаки бумаги весьма сложного рисунка, напр., так называемая, «бумага под орлом», с двуглавым орлом красивого очертания в ободке двойного правильного круга с длинным четырехугольником, с буквами Д и Я поперек. Рисунок другой филиграни представляет медведя на задних лапах с топором на плечах (знак Ярославской губернии), в кайме из длинных листьев и с большим княжеским венцом (короною) наверху. Заводской знак, в виде руки с натянутым луком и стрелою разнообразного вида, встречается нередко между филигранями этого собрания. Отдельно столице водяные буквы по 4, 5 и 6-ти в ряд указывают какого завода бумага.

На выставленных образцах попадаются имена самих рисовалыциков; так на одном помечено: «1800 года. Этот рисунок письма Максимова Гусю(е)ва». Имена святых и надписи на иконах нанесены иногда в оборотном виде и святые крестятся как бы левой рукой, что прямо указывает на назначение такого оборотного (негативного) рисунка - быть переведенным на доску непосредственно без перерисовки. Эти ри­сунки обводились сперва клейкою сажею, приготов­ленною на сусле и переснимались на доску простым отжимом. Таких оттисков получалось с одного рисунка несколько - до трех, четырех. Прямые же образцы перерисовывались на доску прокладкою листа с натертым на нем слоем угля или краски (мумии или охры). Сколотые рисунки (иначе сколки) перево­дились порошением, т. е. натиранием тонким порошком угля, от чего получалось на доске порошенные снимки.

К собранным образцам барона Таубе приложен «иконописанный подлинник», т. е. рукописная книга описания внешнего вида святого, как его изображают на иконах (рисунок и цвет бороды, волос, лица и т. п.). В подобных подлинниках указываются также установленные для каждого образа святого надписи. Впереди выставленного подлинника приложены неко­торые образцы ликов и перечень имен святых в азбучном порядке. Само описание внешних обликов и очертаний икон расположены в календарном по­рядке по числам месяца.

В общем, собрания бар. Корфа и бар. Таубе пополняют друг друга.

Хроника выставки

14-го марта выставку изволил посетить Его Императорское Высочество Великий Князь Петр Николаевич. Его Императорское Высоче­ство, в сопровождении генерального коммиссара вы­ставки д. с. с. О. А. Арсеньева, изволил обойти вы­ставку, причем обратил особое внимание на исторический отдел.

Во время посещения выставки генеральный коммиссар представил Его Императорскому Вы­сочеству председательницу комитета выставки и Общества попечения об улучшении быта питомцев Императорского С.-Петербургского Воспитательного Дома, района Балтийской ж. д., в пользу которого устроена выставка, Н. И. Гирс и казначея Общества баронессу А. Ф. фон - Таубе.

16-го марта выставку посетил высокопреосвя­щенный Константин, епископ Гдовский. При обзоре выставки, Его Высокопреосвященство особенно интере­совался работами инокинь и иноков, а также обратил внимание на исторический отдел и отдел иконописи выставки.

17-го марта, в помещении канцелярии выставки состоялось заключительное общее собрание экспертной коммиссии под председательством М. П. Боткина, при секретаре П. Н. Недумове. Экспонируемые предметы были разделены на два отдела: 1) монастырских работ и исторических и 2) церковной утвари и торгово-промышленого производства. Согласно этому разделению, экс­перты работали двумя группами: одна - под предсе­дательством М. Н. Дитрих (монастырских работ) и другая - под председательством профессора А. К. Крупского. В состав первой вошли: Е. А. Сабанеев, К. В. Изенберг, Е. М. Карачунский, Н. И. Воробьев, В. И. Успенский, Н. Н. Скорино, Е. И. Вагнер и Л. И. Жевержеев, при секретаре М. И. Помяловском. Кро­ме того, в экспертизе по историческому отделу лю­безно прннял участие профессор Н. В. Покровский. Занятые коммиссии происходили 9-го, 10-го, 13-го и 15-го марта. Два первых дня были посвящены обходу и экспертизе отдела монастырских работ; 13-го марта произведена экспертиза исторического отдела; 15-го - были осмотрены, совместно с экспертной Коммиссией второй группы, некоторые экспонаты, относительно которых желательно было иметь суждения не только как о предметах промышленности, но и как о произведениях искусства. Вторую группу составили: про­фессор А. К. Крупский, К. В. Изенберг, М. П. Максимович, Я. М. Шапиро, Г. Ф. Гессе, П. И. Недумов, К. П. Ландрот, Н. Н. Скорино и Е. И. Вагнер. Заседания происходили: 9, 10, 11, 12 и 13-го марта, а 15-го марта состоялся совместный обзор экспонатов с группой первой.

Торжественное присуждение наград предположено произвести на пасхальной недели.

На эстраде в зимнем саду выставки установлен граммофон товарищества «В. И. Ребиков и К0» - первой в России фабрики усовершенствованных граммофонов и звуковых пластин (в С-Петербурге). Репертуар состоит из многочисленных хоровых духовных песнопений, а также оперных нумеров.

Вербный торг. 15-го марта в зимнем саду вы­ставки открылся вербный торг, устроенный экспонен­тами торгово-промышленного отдела.

Здесь раскинуты витрины с разнообразными подар­ками к празднику.

Налево установлена дополнительная витрина кустарного отдела с яйцами и другими кустарными изделиями.

С правой - же стороны зала разместились витрины:

М. Дементьева - кизиловые палки, брошки перламутровые и костяные, колье, ридикюли и пр.

Е. В. Барановой - детские игрушки.

А. Поняровского - брошюры и книги священника Григория Петрова, и пасхальные поздравительные письма.

Я. А. Айдинова - кавказские серебряные вещи и камни.

А. Вельможного - кизиловые палки и селенитовые изд -лия.

Г. Зигмунда - хозяйственные вещи.

А. В. Гринберга, М. Эмдиной – искусственные цветы

Фроманто - изделия из уральских камней.

Г-жи Соболевой - брошюры священника Гр. Петрова и фарфоровая посуда.

Составь организационного Комитета выставки

Председательница - Наталия Ивановна Гирс, председательница, состоящего под Августейшим покровительством Их Императорских Величеств Общества попечения об улучшении быта питомцев Императорского СПБ Воспитательного Дома района Балтийской железной дороги.

Вице-председательница - Вероника Михайловна фон - Гардер, вице-председательница того же Общества.

Почетный член - товарищ обер - прокурор Святейшего Синода т. с. В. К. Саблер.

Члены:

  • Мария Богдановна Аничкова.
  • Графиня Евгения Григорьевна Генрихова
  • Евгения Оскаровна Нордман.
  • Александра Октавьевна Вреден.
  • Надежда Николаевна фон - Брок.
  • Александра Карловна Вреден
  • Надежда Григорьевна Иocca.
  • Надежда Ивановна Кандыба.
  • Наталия Михайловна Маслова.
  • Екатерина Евгеньевна Печаткина.
  • Татьяна Николаевна Таптыкова.
  • Баронесса Александра Фердинандовна фон -Таубе.
  • Орест Александрович Арсеньев.
  • Альберт Николаевич Бенуа.
  • Михаил Петрович Боткин.
  • Николай Федорович Бурдуков.
  • Валериан Александрович Зайцев.
  • Константин Васильевич Изенберг.
  • Михаил Петрович Карпинский
  • Николай Дмитриевич Королев.
  • Константин Петрович Ландрат.
  • Николай Михайлович Молчанов.
  • Александр Александрович Папков.
  • Ростислав Антонович Рейнбот.
  • Павел Петрович Сурин.
  • Иван Александрович Таптыков.
  • Барон Густав Васильевич Тизенгаузен.
  • Владимир Федорович Токарев.
  • Николай Михайлович Ушаков.
  • Алексей Алексеевич Ходнев.

 

Koммисариат выставки:

  • Генеральный Коммисар - Орест Александрович Ар­сеньев.
  • Помощник Генерального Коммисара - Владилпр Федо­рович Токарев
  • Секретарь комитета - Екатерина Евгеньевна Печаткина.
  • Заведующий историческим отделом - Валериан Александрович Зайцев.
  • Заведующий торгово-промышленным отделом и со­стоящий при Генеральном Коммисаре - Константин Пет­рович Ландрат.
  • Заведующий художественною и декоративною частью Константин Васильевич Изенберг.
  • Помощник его - Михаил Платонович Максимович.
  • Устроитель исторического отдела - Василий Иванович Успенский.
  • Заведующий духовными концертами - Николай Николаевич Броневский

Коммисары:

  • Александр Оттонович Кюне.
  • Михаил Иванович Помяловский.
  • Николай Николаевич Скорино.
  • Алексей Владимирович Таскин.
  • Уполномоченный комитета для Москвы - Алексей Лукич Рождественский.

В канцелярии коммисариата выставки продолжается прием подписки на «ВЕСТНИК первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари». Вестник выходит от 2 - 3 раза в неделю. Подписная цена три руб. с доставкою и пересылкою. Почтовый адрес: СПб., Таврический дворец, в редакцию «Вестника первой всероссийск. выставки монастырских работ».

Прием объявлений.

Портрет монахини Анны                                     1
Василиско-Златоустовский женский общежительный монастырь 2
Cтаверческие иконописные образцы 6
Хроника выставки 8
Состав организационного Комитета выставки 10

Издание Комитета выставки.

Редактор. А.А.Ходнев

Типография Альтшулера, Эртелев пер. д. № 9 -17.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''