Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 8 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 21-го Марта 1904 г.


Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря  Игуменья Магдалина,
Досманова, с 23 февраля 1897 года


Основательница Ново-Тихвинского монастыря Игуменья Таисия Костромина, упокоилась 5 ноября 1826 г.

В городе Екатеринбурге с 1782 года существо­вала кладбищенская церковь Успения Божией Матери, при которой в церковном деревянном доме нахо­дило себе приют несколько неимущих вдов и девиц. В числе их с конца 1796 года появилась уроженка Верх - Исетского завода Татьяна Андреевна Костромина, по мужу Митрофанова, весьма энергичная женщина, которая и стала во главе скромной общины и с усердием занялась ее устроением, пользуясь поддержкой городского общества. По ее ходатайству город назначил в 1798 году ежемесячное пособие на содержание призреваемых вдов и девиц по 4 рубля в месяц. В следующем году пособие было увеличено до 10 рублей в месяц, а в 1799 году на пожертвования частных лиц начата постройка каменного дома для общежития по ходатай­ству Татьяны Костроминой, архиепископ Тобольский Варлаам благословил учредить женскую общину, открытие которой последовало 1 января 1799 года. Татьяна Костромина была назначена попечительницею об­щины. В то время в общине числилось 15 человек. В 1802 году, с благословения епископа Иустина, в общине введен устав Саровской пустыни, полу­ченный лично попечительницею Татьяной от строителя Саровской пустыни иepoмонаxa Исаии во время путеше­ствия ее в Киев. Образ жизни общины и благочестие сестер вызывали сочувствие граждан Екатеринбурга к общине так, что когда попечительница решилась хлопотать о преобразовании общины в монастырь, то го­родское общество, с почетными лицами во главе снаб­дило ее двумя письменными одобрениями. В 1806 году в общине состояло уже 25 человек. Попечительница ходатайствовала поэтому перед городом об увеличении выдаваемого пособия и о назначении особого причта к церкви Успения, на что и последовало согласие. Об­щина с самого своего основания имела своего  попечителя, избранного городом. Эту должность исполнял купец Старцев, умерший в 1806 г. В первые годы существования общины большую поддержку нравственную и материальную оказывал ей также протоиерей Богояв­ленской церкви Николай Вологодский. В 1807 г. екатеринбургские купцы Калашников и Мартынов и мещанин Бронников заявили о своем желании построить при общежитии каменную Церковь во имя свя­того князя Александра Невского. Ходатайство это было поддержано горным начальством, которое на запрос епископа Иустина отозвалось, что общество искренно желает завести обитель и учредить при ней церковь с постоянным причтом. Горожане отзывались об общине так: «означенные  вдовы и девицы препровождают жизнь на подобие монашеской, по уставу Са­ровской общежительной пустыни и отправляют в молитвенной комнате славословие Божие, для слушания коего стекаются к ним из жителей не малое коли­чество народа». Заступившая на должность попечитель­ница, за отъездом в Петербург Татьяны Костроминой для исходатайствования учреждения монастыря, вдова чиновника Исакова так характеризовала в своем заявлении цель учреждения обители: «истинное желание восприять на себя во всех богоугодных делах неусыпнейший труд и сверх того от желающих екатеринбургских граждан будут принимать женского пола детей для обучения Российской грамоте и разному рукоделию, свойственному их силам, а также и при­стойно их полу могут принимать и призревать престарелых и в болезнях страждущих людей, неимущих родственников и от посторонних никакого покрова, с должною тем больным особенною помощию». Между тем Татьяна Костромина неустанно хло­потала в Петербурге об учреждении монастыря. Она встретила в этом поддержку со стороны членов Святейшего Синода, особенно митрополита Амвросия, а также обер - прокурора князя А. Н. Голицына. Ею было подано на Высочайшее имя 25 июня 1806 г. прошение и 31 декабря 1809 г. последовал именной Высочайший указ Государя Императора, дан­ный Святейшему Синоду, об учреждении в Екатеринбурге общежительной женской обители, с наименованием ее Новотихвинскою, согласно желанию местного городского общества и начальника края. Оби­тель подчинена была ведению епархиального архиерея. В обители положено быть семнадцати монашествующим, в том числе игуменьи, как в штатных третьеклассных монастырях. 7 августа 1810 года Татьяна Костромина была пострижена в Воскресенском девичьем монастыре в Петербурге и наречена Таисией, а указом Св. Синода от 20 сентября того же года назначена настоятельницею обители. По возвращении на Урал, Таисия была произведена 11 июля  1811 г. епископом Иустином в Петропавловском соборе в г. Перми в игуменьи «во уважение ее усердия и богоугодных подвигов в учреждении и устроении пустыни».


Общий вид Ново-Тихвинского монастыря в 1900 году

По именному Высочайшему указу, данному Св. Си­ноду мая 12 дня 1822 года Екатеринбургская Ново­тихвинская общежительная пустынь возведена в штат­ный девичий монастырь первого класса.

За время управления монастырем игуменьи Таисии обитель удостоилась высоких Монарших милостей. В 1821 и 1822 годах Всемилостивейше пожалованы монастырю: от щедрот Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Павловича, крестовая бархатная ризница и напрестольная одежда, Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны - серебряные с позолотою сосуды со всем потребным к тому прибором, и Государыни Императрицы Марии Феодоровны - Евангелие в малиновом бархате с золотым окладом и крест, украшенный драгоценными каменьями.

Всемилостивейше пожалованные Их Император­скими Величествами ризница и драгоценная утварь с торжественной церемонией внесены были в Новотихвинский монастырь 12 декабря 1822 года по распоряжению епархиального начальства.

Спустя два года после получения священных даров от Высочайших Особ, Новотихвинская обитель удостоилась посещения Государя Императора Але­ксандра I, 27 сентября 1824 года. При выходе из келии от игуменьи Таисии, Государь поцеловал руку у одной престарелой женщины, проживавшей в мона­стыре.

Государь Император пробыл в Екатеринбурге с 25 по 28 сентября.

Игуменья Таисия, устроительница монастыря, скон­чалась 5 ноября 1826 года.

Последующими настоятельницами монастыря яви­лись: игуменья Александра, в миpe Анастасия Ивановна (1827 -1858 гг.); игуменья Магдалина, в миpe Mapия Матвеевна Неустроева (1858 -1893 гг.); игуменья Агния (1893 -1895 гг.) и нынешняя настоятельница - игуменья Магдалина, в миpe Пелагея Стефановна Досманова.

Предназначенная еще покойною игуменьей Магдали­ною в приемницы ей, казначея Магдалина, назначена была, согласно избранно сестер, исправляющею долж­ность настоятельницы 19 июня 1896 года. В должности этой утверждена 10 февраля 1897 года и 23 февраля того же года возведена в сан игуменьи. Новая игуменья несла весьма ответственные обязанности, еще при игуменьи Магдалине и управляла монастырем при игуменьи Агнии, поэтому, со вступлением ее на долж­ность настоятельницы, монастырское управление оказа­лось в руках опытных и испытанных.

За три года, со времени вступления в управления монастырем игуменьи Магдалины, по день столетия обители, в 1899 г., сделано было следующее.

К существующим в монастыре рукоделиям и мастерским, как то: свечному производству, иконописанию, живописи, золотошвейному, белошвейному и другим занятиям, старанием и попечением игуменьи Магдалины, введено рисование по полотну и бархату, выжигание по дереву и коже разных предметов и вещей, служащих украшением кабинетов и уборных комнат, а также развито и усовершенствовано дело искусственных цветов и резьба по дереву. Для обучения этим работам, более способные к труду сестры, настоя­тельницею командированы были в специальные школы рукоделий, существующие в Санкт-Петербурге и Киеве.

Кроме того, из сестер, занимающихся иконописанием и pиcoвaниeм, более способные, под руководством местного фотографа, ознакомлены с делом фотографических работ и теперь самостоятельно ведут фотографическое искусство, в специально устроенном для этого помещении при иконописной мастерской.

В 1897 году внутри монастырской ограды по­строены значительных размеров деревянные амбары для хранения хлеба и других съестных припасов, при них сделана из кирпича кладовая для хранения разного имущества с двумя жилыми келиями для се­стер. Каменные хлебные амбары прежней постройки переустроены в жилые помещения; в одной поло­вине их расположена пекарня для просфор, с келиями и в другой - церковно-приходская школа, в которой обучается более 60 девочек; все они со своими воспитательницами помещаются в пре­красно устроенном общежитии. Означенные поме­щения отделаны и приспособлены на средства екатеринбургского купца Иванова. В этом же году переделаны в жилое помещение холодные сени и коридор в каменном корпусе живописной мастерской, а в следующем 1898 году к сказанному корпусу приложены из кирпича и камня, оставшихся от разборки ветхой Всесвятской церкви с больничным при ней корпусом, три довольно большие и светлые комнаты, благодаря чему, помещение живо­писной мастерской получилось вполне удобным для этой цели. А так как камня и кирпича, от разломки упомянутых зданий, оставалась еще значительная часть, то из этой части каменного материала был наложен второй этаж на одной половине свечного корпуса, с приспособлением довольно просторного помещения для белошвейных работ, с келиями для трудящихся сестер и, кроме того, построена с необ­ходимыми удобствами коровня.

В 1899 году к монастырскому флигелю, с южной стороны, сделан каменный пристрой в два этажа - верхний для келии и нижний со сводами для плотничных, столярных, малярных работ и других хозяйственных нужд.

В 1900 году вместо ветхой Всесвятской церкви и больницы на том же месте возведены новые, весьма красивые здания на средства благотворителя М. И. Ива­нова: каменный двухэтажный, с подвальным помещением корпус, в нижнем этаже которого расположена богадельня с удобствами для 80-ти престарелых, дряхлых и неспособных к труду се­стер, а в верхнем помещается больница для больных сестер с 20 кроватями.

К этому корпусу приложена, весьма красивой архи­тектуры, каменная церковь в честь всех Святых, без колокольни, увенчанная большим куполом в виде фонаря; внутри эта церковь имеет вид креста и по­местительна по своему назначению. Из каменного кор­пуса в церковь устроен теплый ход коридором нижнего и верхнего этажей; из верхнего этажа вход ведет прямо на хоры, откуда открывается весь внутренний вид храма. В том же году, на Булзинском монастырском хуторе, произведена оштукатурка церкви с ее наружной стороны и к входу с западной сто­роны приложено каменное крыльцо, с двумя келиями по обе стороны, для сестер церковных и посторонних лиц, приезжавших из ближайших сел и деревень в церковь, нередко с малолетними детьми. Вся эта постройка произведена на средства потомственного почетного гражданина Н. А. Злоказова.

Ревностное усердие вышеупомянутых благотворите­лей проявлено в этом случае к монастырю, оче­видно, в виду усердного и благоразумного управления обителью игуменьи Магдалины, которая, неустанно стремясь к благоустроению храмов Божиих и, во­обще, к поддержанию вверенной ей обители на извест­ной высоте как в материальном, так и духовно-нравственном отношениях, вполне заслуживает внимания благотворителей, располагая их добрые сердца к подвигам благочестия на пользу и благоустрой­ство святой обители, которая вечно будет возносить теплые молитвы к Престолу Всевышнего за оказанные ей благотворения ее благодетелями.

К  1 января l901 года в Ново-Тихвинском мона­стыре состояло: игуменья, казначея, 3 схимонахини, 99 монахинь, и 99 указных послушниц, 640 сестер белиц и проживающих по билетам, 107 сирот мо­ложе 13-ти лет, призреваемых монастырем, и 2 светские учительницы в школе.

В настоящее время сестры монастыря занимаются: иконописанием, живописью, золочением на полимент, серебрением и золочением церковной утвари, фотографией, рисованием по фарфору, резьбою по дереву, выжиганием по дереву, коже и материи, тиснением по коже, переплетом книг, золотошвейными рабо­тами, шитьем гладью шелком, бумагой и синелью, белошвейными работами, шитьем риз, шитьем ряс и камилавок, шитьем обуви, тканьем ковров, по­ловиков и сарпинки, плетением кружев на коклюшках, разным вязанием, деланием восковых свечей, деланием восковых фруктов и деланием цветов из материи, фольги, бисера и бумаги.

Участники выставки

Издание «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси»

Крайне видное участие приняло на выставке особое издание, впервые предпринятое в России, посвящен­ное нашим лаврам, монастырям и храмам.

Издание это экспонирует свой художественный альбом in folio, с изящными рисунками, отпечатанный на лучшей меловой бумаге, в роскошных переплетах.

Цель настоящего издания заключается в полном, воспроизведении и подробном описании лавр, мона­стырей и храмов и достопримечательных мест земли русской, т. е. «Священных сокровищ России».

Подробное издание, как упомянуто выше, первое в России все появлявшиеся до сих пор издания да­вали лишь один сухой материал, в виде краткого описания. Настоящее же издание, кроме точного и пространного описания, дает еще массу пояснительных рисунков в тексте.

Выпуская подобное издание в свет и приняв на себя столь сложный труд по сбору материалов и воспроизведению снимков на месте, редакция рассчитывает, конечно, на интерес всех истинно-русских людей к нашим православным церковным памятникам.

Являясь, по внешности, художественным альбомом, издание это, по внутреннему своему содержанию, может служить прекрасною настольной книгой, в ко­торую заглянет с интересом каждый, желающий ближе ознакомиться с историей возникновения наших лавр, монастырей и храмов и их настоящим положением.

Изданию уже удостоилось лестных отзывов нашей периодической печати: «Руси», «Петербургского Листка», «Ведомостей СПБ. Градоначальства» и др.

Контора редакции помещается в С.-Петербурге, по Невскому пр., д. 139.

Витрина издания

«Лавра, монастыри и храмы на Св. Руси».

 

Хроника выставки

В течение минувшей недели на выставки состо­ялся ряд концертов.

14-го марта был дан духовный концерт, при участии хора Троицкой церкви общества Религиозно-Нравственного просвещения в духе православной церкви, под управлением регента И. А. Смолина. Хор исполнил произведения: Львова, Турчанинова, Бортнянского, Главача, Щиглева, Гольтисона, Серова и др. Публика, наполнявшая зал, вызывала регента и награ­дила его аплодисментами. В концерт участвовала еще известная артистка русской оперы г-жа Сюннерберг, с большим успехом исполнившая: „Мне ли, Господи" Чайковского и др.

Затем, 16-го марта, состоялся крайне интересный концерт, посвященный произведениям популярного композитора профессора С.-Петербургской консерватории H. О. Соловьева. В концерт приняли участие г-жи Пржебылецкая и Данковская, гг. Гольтисон, Филиппов и Заславский. Приводим программу этого интересного во всех отношениях по своей целости вечера:

1) «Молитва о Руси» испол. г - жи Данковская и Пржебылецкая, гг. Гольтисон и артист Императорских театров Филиппов. 2) «Когда гляжу», „Весенние воды", „Серенада" испол., г-жа Данковская. 3) «Фантазия» Кадлеца на мотивы из оперы «Корделия» для скрипки, исполнил г. Заславский. 4) „Мы пьем из чаши бытия" (трио) исп. г-жа Данковская, гг. Гольтисон и Филиппов. 5) «Море», «Прости»; романсы исполнил г. Филиппов. 6) «Лилея и месяц», «Звез­да», «Воскресная песня» - г-жа Пржебылецкая. 7) «Дуэт» из оперы «Кузнец –Вакула» (Оксана и Вакула) -г-жа Данковская и г. Гольтисон.

Наконец, 19-го марта, в двух отделениях были исполнены: А. Ф. Аленевым –«Узник» Гречанинова и «Серенада» Направника, А. С. Доре – «Бедный конь» Глинки, романс «Андреино» Соловьева и «Варяг» Кюи и Н. В. Троицким – «Благословляю вас леса» Чайковского и «Чует правду» Глинки. Аккомпанировал г. Ослан.

Все концерты имели большой успех и на долю исполнителей выпали шумные аплодисменты.  В течение  пасхальной недели на выставке предпо­ложены:

В понедельник, 29-го марта, концерт, при участии: пианиста г. Голидей, хора Павловского и известных артистов.

Во вторник, 3-го марта концерт, при участии пианиста г. Сливинского и известных солистов.

В среду, 31-го марта концерт, посвященный произведениям Цезаря Кюри, при участии известных артистов.

В четверг, 1-го апреля кинематограф г. Гана – «Саровские торжества, в присутствии Их Величеств». Большая музыкально-вокальная программа.

В пятницу, 2-го апреля концерт, посвященный произведениям М. М. Иванова, при участии известных артистов.

В субботу, 3-го апреля, и в воскресение, 4-го апреля - концерты, при участии хора и известных артистов.

Начало концертов в 8 час. вечера.

 

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО

с 11-ти ч. утра до 11-ти ч. вечера.

За вход 50 к. с благ. сбор.

Дети и учащиеся платят половину.

По понедельникам 1 р.

Сбор с выставки предназначен в пользу общества попечения

об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного

дома района Балтийской жел. дор., а также на военные нужды.

Удобное сообщение по конно-железной дороге от Знаменья и Михайловской улицы. Каждый посетитель получает текущий № Вестника бесплатно. Каталог - 20 коп

Прием объявлений.

Содержание

Настоятельница Hoво-Тпхвинского монастыря ..........................1
Екатеринбургский Ново-Тихвинский и первоклассный монастырь. ........2
Участники Выставки..................................................9
Хроника выставки...................................................11

Издание Комитета выставки.  Редактор. А. Ходнев

Типография Альтшулера, Эртелев пер. д. № 9 -17.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.

 

 



[1] Печатаемые сведения заимствованы из составленного Н. И. Штейнфельдом «Исторического очерка столетия монастыря» (Екатеринбург, 1901 г.).



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''
Яндекс.Метрика