Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 14-15 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 16-го Апреля 1904 г.


Настоятельница

Рождество-Богородицкого монастыря    
игуменья ПАВЛА, 72 года от роду.

   

Уссурийская Рождество - Богородицкая женская община

В семи верстах на юго-запад от г. Никольск -Уссурийского находится женская Рождество-Богородицкая община - первая в здешнем крае. В мае месяце минувшего года исполнилось три года с ее основания, которое положила игуменья Павла, и по сейчас неустанно трудящаяся над ее созиданием.

В 1899 году матушка Павла приехала из Читы в Никольск-Уссурийский с благочестивым желанием строить в здешнем крае женскую оби­тель. С нею приехала монахиня Мария и 15 сестер  послушниц. При выезде из Читинского мо­настыря у них было на дорогу 300 рублей да три лошади с экипажем и больше ничего. По приезде в Никольск матушка игуменья начала хлопотать через Епархиальное начальство перед Святейшим Синодом об учреждении монастыря на казенной земле. В скором времени получились благоприятные известия из Святейшего Синода, и обрадованная игуменья приступила к закладке монастыря.

Нельзя умолчать о высоком покровительстве бывшего генерал - губернатора Н. И. Гродокова, которым, вследствие ходатайства матушки игуменьи, разрешил отпуск леса из казенных дач, а также пожертвовал 100 рублей.

20 мая 1900 года была совершена закладка деревянного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и одновременно начата постройка на пожертвованные средства два жилых дома: один для сестер, которые вскоре перешли сюда из Никольска на постоянное жительство, а другой - для кухни с трапезной. В декаб­ре того же 1900 года пришло от Святейшего Синода утверждение общины.

Рождество-Богородицкая община расположена на правой стороне - реки Суйфуна по склону горы, на безлесной отлогой плоскости, занимая участок земли в 434 дес. 1563 кв. саж.; этот участок простирается от берега реки в гору клином. Земля, отведенная монастырю, в общем, удобна для земледелия, а при­брежная низменная площадь для сенокоса. Пахатную землю монастырь обрабатывает своими силами, а главным образом отдает в аренду, также как и сенокос, так что земля представляет доходную статью, однако весьма и весьма еще недостаточную для больших нужд начинающейся обители. А нужд много. Мона­стырь беспрестанно увеличивается сестрами, которых в настоящее время уж около 60; нужно всех кор­мить, одевать и всем дать помещение. Уже из последних средств, а отчасти и в долг, матушка игуменья со своей сотрудницей казначеей Марией выстроила второй дом для сестер.

Казначея Рождество-Богородицкого

монастыря монахиня МАРИЯ, 61 год от роду

  К началу 1901 года храм вчерне был выстроен и 16-го января этого года торжественно освящен. Это было первое поистине радостное торжество в начи­нающейся обители. Впервые пустынные холмы огла­сились звоном колоколов; впервые к престолу Божиему вознеслась горячая церковная молитва «о святей обители сей», впервые матушка игуменья видела богомольцев, пришедших сюда помолиться Господу. С открытием храма стали посещать обитель бого­мольцы; стали приезжать сюда жители Никольска, из ближних и дальних деревень Уссурийского края, из Маньчжурии, Хабаровска и Владивостока. С увеличением посетителей явилась нужда в постройке странно-приемницы, где бы приходящие могли найти приста­нище. Вскоре был выстроен с помощью благо­творителей и этот домик, а также небольшой домик на пасеке.

Число сестер увеличивалось. В число их по­ступали некоторый вдовые женщины с малолетними девочками, которых приходилось брать на воспитание, а также другие девочки в возрасте от 6 и более лет. Их начали приучать к клиросному послушанию, но так как они не умели, ни читать, ни писать, то явилась нужда устроить для них школу, которая по­местилась во втором общем корпусе для сестер, и без того крайне тесном. В то же время, вследствие постоянных поездок по делам монастыря в город, был исходатайствован у города небольшой бесплатный участок, на котором было выстроено монастыр­ское подворье, близ кладбища. Так с Божьего благословения и с помощью добрых людей дело устроения обители стало подвигаться вперед. Крайняя, невоз­можная теснота помещения для сестер печалила игу­менью, и она пожелала выстроить хотя бы небольшой корпус для помещения игуменьи, казначеи и нескольких монахинь с отдельными келиями по правилам монастырского устава, с двумя, тремя запасными келиями для почетных посетителей и с домовой цер­ковью. Господь привел осуществиться этому желанию матушки. Ценою больших усилий и затрат этот кор­пус, начатый постройкой 21 мая 1902 г., был благо­получно воздвигнут в июне 1903 года, и положение сестер немного улучшилось. Дом, в котором раньше жила игуменья и несколько сестер, теперь обращен в рукодельную мастерскую, где некоторые сестры трудятся по разным отраслям женского труда, так, например, занимаются вышивкой на полотне и по бархату нитками и золотом, также шитьем священных облачений, одежды для ношения и белья; сами шьют обувь для себя и др. Остальные сестры зани­маются по степени способностей и умения - кто пчеловодством, кто садит огород, кто сады, кто ходит за птицей, кто работает на скотном дворе, кто на кухне, кто исполняет другие черные работы, а летом полевые - и все это за послушание: без труда не остается ни одна послушница.

Домовая церковь при настоятельском корпусе тор­жественно освящена во имя Нерукотворного Образа Преосвященнейшим Владыкою Евсевием 24 октября 1903 года, в поездку Его Преосвященства по епархии для освящения вновь отстроенных церквей и обозрения старых, к  нашей радости сестер, а особенно на­стоятельницы матушки Павлы.

Ревность престарелой игуменьи о благоустроении обители еще в прошлом году достойно оценена Вла­дыкой, по представлении которого матушка Павла в 1902 году награждена наперстным крестом.

Училище Рождество-Богородицкого монастыря.

 

В общине постепенно вводится общежительный устав, но пока еще не применен вполне, с одной стороны вследствие количественного преобладания се­стер новоначальных над давно живущими, а с дру­гой - вследствие того, что в общине настоящих, т. е. постриженных монахинь до 8 сентября 1903 г. было только две: игуменья да казначея.

Воспитанницы училища вместе с Игуменьей ПАВЛОЙ и законоучителем училища

 

Но благодарение Богу: за время своего существования обитель  приобрела уже двух настоящих сестер. Две рясофорные послушницы приняли пострижение в монашество 8 сентября 1903 г. Пострижение их было выдающимся событием в жизни обители.

Община Рождество-Богородицкого монастыря по снимку 1900 -1901 годов

 

В учебном 1903-1904 году обителью открыта при Никольском подворье на 50 душ одноклассная жен­ская школа для городских девочек; обучение в ней ведет матушкина воспитанница, инородка П. Казан­цева, а законоучительствует о. Косма Серговский[1].

]Участники выставки

Изобретение металлографа Франца Кройса (Фото-ниелло-инкрустация)

Старый девиз деловой Англии - время деньги - становится постепенно девизом и других стран, вступающих на путь промышленности и тор­говли. Главные усилия изобретателей направлены в последнее время на упрощение и ускорение производства. Следствием этого является естественным образом посте­пенная замена ручного труда - трудом механическим. Лишь тот явится на известном поприще победителем, кому удастся достигнуть скорейшего и наиболее дешевого способа производства того или другого предмета. Малейшая, грошовая экономия, какой-нибудь незна­чительный с виду выигрыш времени дает изобре­тательному фабриканту значительный перевес перед остальными конкурентами.

Но не одна только дешевизна и быстрота производ­ства имеют в данном случай важное значение: не меньшее, если не большее значение получает матема­тическая точность и чистота работы. Многим из наших читателей доводилось, по всей вероятности, видеть в специальных изданиях фотографические (сильно увеличенные под микроскопом) изображения метал­лической иглы, выполненной ручным и механическим способом. В то время, как предмет, изготовленный  ручным способом представляет при сильном увеличенном виде шероховатую, некрасивую массу, тот же предмет, выполненный механическим способом, блещет изяществом формы.

Но нет правила без исключения. Экспони­руемый на выставке способ фото-ниелло-инкрустации является трудом ручным и подводить его под общий знаменатель механического труда, к счастью, не приходится. Но, с другой стороны, нам прискорбно видеть разительный пример быстрого вытеснения руч­ного труда. Действительно, в течение последних 20 лет фотоцинкогравюры (воспроизведение клише, рисунков для печати световым способом) победоносно вытеснили прежний вековой ручной способ.

Производство удешевилось и достигло прямо - таки поражающей быстроты. Воспроизводимый рисунок достиг абсолютной точ­ности; портрет, воспроизведенный на страницах газет и журналов, ничем не отличается по сходству с оригиналом.

Техник вытеснил художника.

Знаменитый французский писатель Э. Лябулэ, отме­чая быстрые успехи современной ему техники, гово­рит: «успех техники представляет собой несомнен­ное торжество цивилизации, но и потерю большую для искусства». В этом смысле, конечно, каждый новый успех механического труда над ручным является известной потерей для единичных работников; но для промышленности, для техники - несомненной по­бедой.

Великие мастера, имена которых до сих пор живы в истории искусства, обессмертили себя своими замечательными ручными работами по металлу, вроде инкрустации и, главным образом, «niello», о которой мы говорили раньше.

Дешевизна рабочих рук и незначительные на подобные художественные произведения спросы - давали в прежние времена единичным мастерам возмож­ность спокойно, не спеша и с несомненною материальною пользою заниматься своим художественным, кустарным трудом. Но в наши военные дни, когда рабочие руки достигли небывалой ранее дороговизны, когда спрос в значительной степени превысил предложение, ручное художественное производство обхо­дится страшно дорого, и предметы этого производства могут быть приобретаемы лишь очень богатыми и ин­тересующимися искусством лицами, чего нельзя ска­зать про фото-ниелло-инкрустацию. Да это и понятно. Работа этого способа очень простая и дешевая. С любого оригинала или изображения снимается фотография в увеличенном или уменьшенном виде - безразлично, и переводится на металл. Затем происходит гравирование и покрытие через пропуск через огонь или электрический ток составом, представляющим изобретением и секретом металлографа Франца Кройса. После этого полученный тон и оттенок любого материала становится вечным. И когда мы распилим одну из пластинок «инкрустации», то заметим, что 3/4 толщины металла составляют верхний тон или оттенок. Вот почему церковные изображения, воспроизведенные таким способом, не могут конкурировать ни с од­ними из ныне существующих способов.

Кроме удобства, новый способ дает еще преиму­щество и в дешевизне, а это одно из главных условий, сделать его общедоступным.

Способ фото - ниелло-инкрустации для большого художественного усовершенствования безусловно требует значительных затрат, поэтому мы бы посоветовали металлографу Францу Кройсу войти в соглашение с некоторыми крупными монастырями. Как новый спо­соб, инкрустация может заинтересовать монахов и тогда можно смело рассчитывать на широкую будущ­ность и на выгоду этого предприятия. А ручная работа этого способа будет понятна по своей легкой передачи и мастерские многочисленных монастырей не останутся без интересной, новой работы.

Сергий Казанский 

Русская Музыкальная Грамота

На первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари осталась в Таврическом Дворце, как бы по наследству от закрывшейся не­давно здесь международной научно-промышленной вы­ставки «Детский Мир», витрина с экспонатом, называется «Русской Музыкальной Грамотой».

Под таким именем является совершенно новая система музыкального нотописания, составленная экспонентом В. Уваровым - Надиным[2], бывшим учителем пения и музыки.

У этой витрины почти беспрерывно толпится публика, слушая с интересом объяснения автора или его за­местительницы, и здесь же проверяет, «пробует» применять «Русскую Музыкальную Грамоту» на фисгармонии.

Система этого нотописания, - формулируемая автором «топописанием», в отличие от «ключевой» си­стемы, - представляет действительно нечто особенно оригинальное, по сравнению с общепринятыми пись­менами.

В этом г. Уваров оправдывает себя аргументом, что и музыка, как предмет «специальный», может иметь письмена и учебные пособия, так сказать, тоже собственно «свои», подобно тому, как, например, арифметика имеет цифры, география - карты и планы, геометрия - буквы, цифры и чертежи и т. д.

Исходя из основания, что в большинстве учебных предметов, для вашего облегчения передачи данного понятия или сведений учащимся, с явным успехом уже применяются, так называемые, «наглядные пособия» (картины и чертежи, модели, коллекции, музеи и т. п.), автор «Рус. Муз. Грам.» вводит этот прием наглядности и в музыкальную «школу», отсутствием чего, как известно, современная нотная система и страдает.

Письмо и чтение музыки по инициативе «Р. М. Г.» совершается не слева направо, как в обыкновенных нотах, а сверху вниз по линейным столбцам стра­ницы, как, например, по длинным, узким полосам газетного набора.

Этот удачный прием дает возможность, - как показывают опыты, - каждому, без предварительного изучения нот и всей сложной их науки, без особенных «музыкальных» способностей, при виде звуко-начертаний, принятых «Р. М. Г.» разбирать и играть на клавиатуре самостоятельно по данным письменам тотчас же.

Нотных значков в «Р. М. Г.» нет; вместо них есть только 4 простых фигуры, наглядных для сво­его назначения, назыв. «клавитонами».

Эти клавитоны являются только показателями следов пальцев в моменты соприкосновения их с клавиатурой.

«Ключей», «Диезов», «бемолей» и «бекаров» в «Р. М. Г.» также нет, равно как и начертание ритмического «счета» значительно сокращено, перерабо­тано и упрощено.

В этом и заключается достоинство системы «Р. М. Г.»: она легка, проста и доступна для всякого уровня развития по логичности ее основания, выводов и начертания.

Идея г. Уварова-Надина и принцип ее выражения на странице поистине новы, смелы и оригинальны во всех частях построения «Р. М. Г.» до высшей степени.

Кроме этого, «Р. М. Г.» обращает на себя внимание по симпатичности целей ее автора. Вот как говорит об этом г. Уваров - Надин в раздаваемых им публике у витрины листках, сопровождающих его объяснения.

«Рус. Муз. Грам.» имеет основною целью: дать не­достаточной среде, удаленной от центров культуры, уменье самоучкой играть; а, следовательно, и разучить во всякое время голосовую партию.

«На фисгармонии, по характеру ее музыки, протяжные, певучие произведения исполняются легко, тотчас же».

«Лица, не имеющие возможности обучаться музыки, в свое время, по системе «Р. М. Г.» могут восполнить этот пробел и впоследствии, без особой затраты времени и труда».

По словам автора: «применение «Р. М. Г.» к тем­перированному строю некоторых инструментов, как гусли, народная цитра и другие, дало на опытах также удовлетворительные результаты».

«Таким образом, - говорит г. Уваров – Надин, - разделив сплошной звукоряд на части по диапазонам отдельных инструментов, и построив народные ручные гармонии с хроматико-энгармонической клавиатурой[3], можно составлять из них сборную музыку (подобие квартетов, хоров, оркестров)».

«Такой инструмент вполне заменит в руках учителя и хорового регента скрипку».

Для инструментов прочих конструкций, равно и для голоса «Р. М. Г.», - как утверждает автор, - одинаково пригодна.

Далее автор указывает и еще на одно достоин­ство «Р. М. Г.», сравнительно с нотной системой, что «каждый музыкант или певец, грамотный по его системе вместе с тем и пианист».

Но так как клавиатурные инструменты (рояль, фисгармония и т. п.), и громоздки, и дороги, и вовсе не соответствуют скромной обстановке деревенского обывателя, или классу церковно-приходской и сельской школы, церковной сторожке, келии и т. д., то г. Ува­ров - Надин предлагает обратить внимание на руч­ную народную гармонию - неразлучную подругу просто­людина.

Этот инструмент до сих пор не может еще называться истинно «музыкальным», так как в
строе его нет хроматизма и притом делается он теми же самоварными мастерами в Туле, да крестья­нами - кустарями, т. е. вовсе не музыкальными руками.

«Р. М. Г.», при усиленном оттиске типографского пресса, в виду особенности системы её построения является наглядной (под осязанием) также и для лишенных зрения.

Издания «Р. М. Г.» будут выходить, после «школы», рядом сборников и хрестоматий с духовной, песен­ной, оперной и проч. нотатурой, по тщательному выбору. При этом г. Уваров - Надин обещает, что отдельные пьесы будут стоить лишь от 1 коп. за «номер».

Имея в основании, что нотная система, оставаясь с начала XI столетия по днесь почти без изменений в педагогическом отношении, мы находим уместным для себя присоединиться к мнению большинства пуб­лики о значении «Р. М. Г.», в целях возможно большего распространения музыкального просвещения там, где для этого нет, ни лишнего времени, ни средств.

«Учиться музыке нужно», - скажем словами автора «Р. М. Г.» «Своим обаянием она обобщает людей и вместе с тем имеет воспитывающее значение. Она является также главной частью религиозных обрядностей всех народов, всех исповеданий».

«Музыка нужна человеку: в разных подразделениях она сопровождает жизнь».

Принцип «Рус. Муз. Грам.», по присуждению му­зыкальной экспертной Комиссии на выставке «Детский Мир» признан и удостоен Похвального Листа.

«Рус. Муз. Грам.» на Первой всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари, специальной Экспертной Комиссией[4] удостоена награждения Похвальным отзывом.

Приветствуем русское изобретение в области му­зыкальной педагогики, как признак прогресса и желаем ему возможно скорейшего привития в массе, для которой оно и создано.

Дм. Л. Логинов

Весьма видное место в отделе церковной утвари и иконописи занял на выставке Дмитрий Логинович Логинов прекрасными образцами работ своей мастер­ской церковной утвари и художественной живописи. Между прочим, экспонентом был представлен заме­чательной работы иконостас из кипарисового дерева и много прекрасной работы икон и образов.

В мастерской Д. Л. Логинова, помещающейся в СПб., по Шлиссельбургскому пр., рядом с церковью Б. М. Всех Скорбящих Радости, (д. № 58 -3), что на Стеклянном имеется постоянно большой выбор икон, живописных и иконописных киотов разных рисунков и сортов, подсвечников, лампад, сосудов, ковчегов, крестов, кадильниц, хоругвей, плащаниц, фарфоровых и металлических свечей и проч. Кроме того, мастерская принимает заказы на все церковные вещи. Именные иконы для дня ангела на все дни года пишутся по лучшим образцам специальными масте­рами. Наконец в мастерской имеется громадный выбор икон точной копии с изображениями Божией Матери «Всех Скорбящих радости» на простом дереве от 10 коп. до 20 руб., на кипарисе от 2 коп. до 100 руб. и дороже.

Магазин принимает на себя исполнение, доставку и пересылку всех поименованных предметов во все концы России.

На выставки монастырских работ Дм. Л. Логинов вполне заслуженно награжден большою золотою медалью.

Хроника выставки

Закрытие выставки состоялось в воскресенье, 11 апреля. На торжество собрались члены комитета вы­ставки и члены общества попечения об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома района Балтийской железной дороги, во главе с председатель­ницей Н. И. Гирс. Перед началом заключительного собрания, экспоненты выставки поднесли Н. И. Гирс прекрасный букет живых цветов. Главный коммисар выставки д. с. с. О. А. Арсеньев сообщил в своей речи данные о деятельности выставки, к организации кото­рой было приступлено 3 ноября 1902 г. Предполагалось сперва привлечь только одни монастыри и их работы, но потом были организованы еще отделы: историче­ский и торгово-промышленный. Всех экспонентов было 275, выставку посетило до 12.000 человек платных и более 5 000 бесплатных, среди которых были воспитанницы институтов, ученики гимназий и городских школ. Н. И. Гирс выразила свою благодарность комитету, экспонентам и всем трудившимся на выставке. Оркестр СПб. жандармского дивизиона исполнил «Боже, Царя Храни», троекратно повторенный по единодушному требованию всех присутствовавших, а затем, со звуками марша, обошел помещения выставки.

Составь коммисариата выставки с портретами

Koммисариат выставки:

Генеральный Коммисар - Орест Александрович Ар­сеньев.

Помощник Генерального Коммисара - Владимир Федо­рович Токарев

Секретарь комитета - Екатерина Евгеньевна Печаткина.

Бухгалтер - Михаил Петрович Карпинский.

Заведующий монастырским отделом – Николай Николаевич Скорино.

Заведующий историческим отделом - Валериан Александрович Зайцев.

Заведующий торгово-промышленным отделом и со­стоящий при Генеральном Коммисаре - Константин Пет­рович Ландрат.

Заведующий художественною и декоративною частью Константин Васильевич Изенберг.

Помощник его - Михаил Платонович Максимович.

Устроитель исторического отдела - Василий Иванович Успенский.

Заведующий духовными концертами - Николай Николаевич Броневский

Коммисары:

Александр Оттонович Кюне.

Владимир Иванович Помяловский.

Михаил Иванович Помяловкий.

Николай Николаевич Скорино.

Алексей Владимирович Таскин.

Уполномоченный комитета для Москвы - Алексей Лукич Рождественский.

Бухгалтер  Михаил Петрович Карпинский.

Генеральный коммисар Орест Александрович АРСЕНЬЕВ.

Секретарь комитета Екатерина Евгеньевна ПЕЧАТКИНА.

Помощник генерального коммисара Владимир Феодорович ТОКАРЕВ. 

Константин Петрович ЛАНДРАТ, заведующий торгово-промышленным отделом выставки

Николай Николаевич СКОРИНО, Заведующий монастырским отделом.

Михаил Иванович ПОМЯЛОВСКИЙ, коммисар выставки.

Владимир Иванович ПОМЯЛОВСКИЙ, коммисар выставки.

Алексей Лукич РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, уполномоченный комитета для Москвы.

Алексей Алексеевич ХОДНЕВ, редактор «Вестника».

Александр Оттонович КЮНЕ,

коммисар выставки.

 

От редакции.

К этому №, являющемуся последним на­шего временного издания, мы прилагаем каталог выставки, который даст возможность читателю узнать какие предметы были представлены на вы­ставку тем или другим монастырем, а равно и другими ее участниками.

Полные комплекты издания можно выписывать за три рубля с пересылкой от редактора «Вестника» (СПб., Невский пр., 170, Ал. Ал. Ходневу).

Содержание № 12.

Портрет настоятельницы Игуменьи Павлы                                   1
Уссурийская Рождество-Богородицкая женская община.                      2
Участники выставки. Изобретение металлографа Фр. Кройс.                 8
Русская музыкальная грамота                                             11
Д. Л. Логинов                                                           15
Хроника выставки                                                        16
Состав коммисариата выставки с портретами                               17

                                              

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка, 102.

Издание Комитета выставки          Редактор. А.А. Ходнев.

Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 17 - 9.



[1] Для интересующихся сообщаем адрес монастыря: г. Никольск - Уссурийский, Настоятельнице Рождество-Богородицкой об­щины, Игуменьи Павле.

[2] Киев. Политехнич. Инстит.

 

[3]  Тип хроматического концертина, гармонифлюта (Ю. Г. Циммермана, Мюллера) п митрофона (Д. А. Митропольского).

[4] Броневский Н. Н. – редактор журнала «Современный Театр и Музыка», Главач В. И., проф., преподаватель музыки при Императорском СПб. Университете и в Институте (ж.) Е. И. В. Принц. Ольденбургской, Гольтисон М. А. - дирижер и певец, Крупский А. К. (председатель Ком.) - заслуж. проф. СПб. Техпологич. Инст. (музык.).

 



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''
Яндекс.Метрика