Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 10 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: Редактор А.А. Ходнев
Дата: 4-го Апреля 1904 г.


Троицкий Белбажский второклассный монастырь

Троицкий Белбажский второклассный монастырь, Костромской епархии, Макарьевского уезда, основан по Воле Государя Императора Петра Великого, в 1708 году с миссионерской целью. Двести лет тому назад, т. е. еще до основания упомянутого монастыря, местность, на которой он возник, была покрыта глу­хими лесами, в которых жили по кельям, на иждивении одного состоятельного местного жителя, по имени Артемия, 30 монахинь раскольниц, в числе которых была и дочь Артемия, старица Феодора. Главным участником в обращении из раскола их явился монах Филарет, сам бывший раскольником, а затем обращенный в православие Перееславского Залесского Николаевского монастыря строителем Питиримом, бывшим после Архиепископом Нижегородским. Когда монах Филарет принял православие, он пригласил иepoмoнaxa Питирима для обращения в православие живущих в лесах, по кельям, мо­нахинь раскольниц. Прибывший строитель Питирим обратил в православие Артемия и живущих под его ведением 30 монахинь, которые пожелали иметь свой монастырь, и старица Феодора, дочь Артемия, была поставлена им Настоятельницей, а главным основателем и строителем Троицко-Белбажского монастыря был Питирим, Архиепископ Новгородский.


Троицкий Белбажский второклассный мо­настырь, Костромской епархии.

Монастырь Белбажским назван от речки вблизи монастыря Белбажи, а Троицким - от главного монастырского храма. Троицкий Белбажский второклассный монастырь с самого своего основания за все время был православным и вполне оправдал цель своего основания. В окрестностях монастыря, хотя еще и много раскольников, но православие теперь значительно преобладает, так что покровский приход, церковь которого находится в Подмонастырной Покровской Слободе, примыкающей к монастырю, состоит из 3000 душ обоего пола православного вероисповедания.

Троицко-Белбажский монастырь расположен по ко­согору от речки Белбажи; с одной стороны примыкает к нему Покровская слобода с многолюдной торговой деревней Вязовкой, соединенной со слободой мостом чрез речку Белбаж, а с остальных сторон он окружен полями духовенства Покровской сло­боды и крестьянскими.

По штату в монастыре полагается с игуменьей 17 человек монашествующих, а в настоящее время монашествующих с игуменьей 31 человек, определённых Указом Духовной Консистории 84 человека и 115 живущих на испытании, а всего 230 человек.

До 1800 года монастырь не имел такого общежительного характера, как в настоящее время, а более был похож на своекоштный. С 1800 г. Игуменья Мар­гарита, из монахинь костромского Анастасина мона­стыря, ввела в монастырь общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом; в настоящее время он находится в цветущем состоянии и в нём имеются 3 каменные благолепные церкви. Одна из них - Троицкий собор, хо­лодный с пределами: по правую сторону во имя Успения Богоматери, а по левую - во имя Иоанна Богослова; вторая - во имя Введения во Храм Богоматери и третья - Спаса Hepукотворного, обе тёплые. В монастыре много каменных и деревянных корпусов, некоторые из них весьма обширные.

Для необходимого домашнего обихода имеются мастерские: ткацкая, швейная и башмачная, но главным образом сёстры занимаются земледелием и разными хозяйственными работами. Земли под монастырём имеется 8 десятин и ещё в разных местах земли пахотной, покосной и под лесом - 242 десятины. За оградою монастыря имеется школа грамоты для девочек и обширный двухэтажный причтовый дом со всеми надворными службами; монастырю принадлежать 2 мельницы: водяная мукомольная и ветряная.

Троицко-Белбажский монастырь находится в 220 в. от губернского города Костромы, от уездного гор. Макарьева - в 90 вер., от уездных гор. Юрьевца и Варнавина - в 70 вер., от почтовой станции, находя­щейся в селе Ковернине в 30 верстах.

Настоятельницей монастыря состоит ныне Иегуменья Аполлинария.

НА ПОМОЩЬ БЕДНЫМ ДЕТЯМ

В конце 1889 г. в столице возникло чрезвычайно симпатичное по своим задачам учреждение - Комитег сбора пожертвований в пользу заведений Санкт-Петербургского совета детских приютов ведомства учреждений Императ­рицы Mapии.

Одной из главных особенностей деятельности Коми­тета явился сбор от учреждений и частных лиц раз­ных ненужных вещей и всевозможного домашнего хлама: старого платья и белья, изношенной обуви, рваной бумаги, коробок, бутылок, битого стекла, газетной бумаги, негод­ной мебели, тряпок и проч. Все поступающие в Комитет подобного рода пожертвования сортируются и затем продаются с аукцина или по вольной цене. Для удобства жертвователей в столице Комитет присылает на дом уполномоченных лиц для приёма собранных вещей и, кроме того, ставит для желающих в их помещениях особые ящики.

Другим значительным источником дохода является расстановка особых кружек у образов на улицах, на кладбищах, на папертях и в торговых заведениях. Наконец, достаточно видное поступление в кассу комитета дают: устройство лотерей, продажа картин известных русских художников-сотрудников и устройство увеселений.

Осенью 1902 года в составе комитета произошли изменения, выразившиеся в назначении председателем его действительного статского советника Н. Н. Львова, товарищем его - А. П. Петрова и секретарем П. П. Иванова. Новый состав принял соответствующие меры к повышению доходов комитета; так, им образовано несколько новых групп: группа художников, по устройству лотерей и др. Энерги­ческая деятельность председателя и сотрудников коми­тета не замедлила принести хорошие результаты и в минувшем году приход по всем отраслям действий коми­тета значительно увеличился.

В 1901 году комитет перешел в особое обширное помещение, во вновь построенном каменном доме, по 5-й Рождественской улице (№ 42). По этому адресу (в ко­митет для сбора пожертвований в пользу заведений Санкт-Петербурга совета детских приютов) комитет просит всех добрых людей направлять свои пожертвования, как бы они на пер­вый взгляд ни казались незначительными памятуя: «С миру по нитке, голому рубашка».

Председатель комитета, действительный статский советник Николай Николаевич Львов, принимает ежедневно кроме втор­ника и пятницы, всех лиц, желающих своим трудом или пожертвованиями внести свою лепту на пользу доброго дела.

Еженедельно по четвергам, с 12-ти час. дня, в помещении комитета бывают аукционы пожертвованных вещей.

Из только что вышедшего отчёта за 1903 г. (14 год существования) видно, что приход его выразился в сумме 72361 р. при расходе в 68946 р., с остатком на 1-е ян­варя текущего года в 3414 р. По счету же прибылей и убытков выразилась чистая прибыль в сумме 20671р.04 к. Таким образом, не подлежит сомнению, что коми­тет во главе со своим новым председателем д. с. с. Н. Н. Львовым, энергично работая, впервые за 14 лет достиг такого блестящего результата. Этот результат деятельности комитета за истекший год выразился главным образом в том, что в кассу комитета поступило наличными деньгами 72361р. 66 к. более против 1902 г. на 18921 р. 38 к. каковой доход дал возможность ко­митету сдать в СПб. Совет детских приютов: из общих доходов - 24000 р.; членских взносов - 17100 р. и других уплат, а всего - 43600 р. Кроме того, состав сотрудников комитета за отчетный год увеличился на 70 %.

Участники выставки

Художник и иконописец В. П. Гурьянов.

Художник и иконописец В. П. Гурьянов, награжденный на выставке за свои выдающиеся работы высшей наградой «Grand Prix», первоначальное обучение иконописному делу получил у себя на родине, в слободе Мстере, Вязниковского уезда, Владимирской губернии, в иконописной мастерской А. И. Цепкова. По выходе отсюда, он работал по реставрации древней иконописи в церквах Нижнего Новгорода и других поволжских городах и сёлах, в частных собраниях икон и в старообрядческих моленных. С 1888 года работал в храмах Москвы, в музеях и в любительских собраниях икон. Здесь В. П. Гурьянов имел возможность, в продолжение многих лет, делая попутно снимки с наиболее выдающихся по древности и исполнению икон, изучать по прекрасным образцам древнюю и новую иконопись и цер­ковную живопись. В 1896 году он принимал участие в реставрации икон в Московском Успенском соборе. С того же времени, благодаря благосклонному вниманию бывшего прокурора Московской Синодальной конторы, князя А. А. Ширинского-Шихматова, В. П. Гурьянов стал уже работать более самостоятельно и, по­степенно развивая собственное дело, был последовательно избран в члены комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины г. Москвы и московской епархии, в действительные члены Ростовского музея христианских древностей и в члены Церковно-Археологического отдела Общества Любителей Духовного Просвещения в Москве. За период времени с 1896 года им выполнены, между прочим, работы по реставрации и частью заново в следующих местах: в Москве - в Мироваренной палате, в Николо-Галтунском соборе, в новом храме усыпальницы бояр Романовых; в Троицкой Единоверческой церкви в церкви Иоанна Предтечи, что в Старо-Конюшенном пер., в церкви дворянской богадельни имени Нечаева-Маль­цева, в собрании христианских древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова и в церковно-археологическом музее Общества Любителей Духовного Просвещения; в имениях - князя В. Н. Трубецкого и Барона Воде. Кроме того, им произведены работы для заграничных церквей - в Буэнос-Айресе, Шото, Берлине и в Андреевском скиту на Афоне, и для пустынь: Саровской, в Троицком соборе и Оптиной, в новом храме (Калужской губ.). В. П. Гурьяновым в настоящее время выполнены и частью еще выполняются копии с древних и чудотворных икон по заказу академика Н. П. Кондакова, от Высочайше учреждённого Коми­тета попечительства о Русской Иконописи.

За последние годы экспонент исполнял неоднократно по личным заказам Высочайших Особ разные иконописные работы, за выполнение каковых удостоен Высочайшей благодарности и многих ценных подарков из кабинетов Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств, а в этом году получил звание поставщика двора Его Императора Высочества Великого Князя Сергия Александровича.

В минувшем 1903 году, по заказу Е. И. В. Государя Императора экспонент написал св. иконы, украшающие ныне раку и сeнь над мощами преподобного Серафима Саровского.

В 1902 г. им выпущены были в свет издания: 1) «Переводы с древних икон». 2) «Владимирская икона Б. М., что в Московском Успенском соборе», а в текущем 1904 году в скором времени будут выпущены в свет: «Лицевые святцы 17-го века, находящиеся в Никольском Единоверческом монастыре, в Москве» - фототипическое издание из 24 таблиц рисунков с подробным их описанием.

В настоящее время его мастерская состоит из 20 мастеров и 5 мальчиков - учеников. Годовой оборот мастерской простирается до 20 тысяч рублей. На настоящей выставке экспонентом представлена весьма богатая коллекция своих работ 1) миниатюры, написанные на кипарисе и серебре, 2) ряд образцов, характеризующих разные стили с греческого до фряжского включительно, 3) всевозможные образцы для цер­ковной стенной живописи древнего русского письма и др. Кроме того, В. П. Гурьяновым представлены образцы реставрации с последовательным указанием её на одном и том же оригинале. В витринах экспонента было выставлено до 50-ти икон, из которых Её Императорское Величество Государыня Императрица Александра Феодоровна изволила приобрести 12 мелких икон. С Всемилостивейшего Её Императорского Величества соизволения иконы эти находились на выставке для обозрения до вечера 26 февраля.

На настоящей выставке В. П. Гурьянов - удостоен за отличное художественное исполнение икон разного стиля и за реставрацию высшей награды – «Grand Prix».

М. П. Мезенцев

М. П. Мезенцев является единственным экспонен­том торгово-промышленного отдела выставки по граж­данской одежде. В громадной витрине его, снимок с которой мы помещаем ниже, собраны разнообраз­ные костюмы учащихся и детей, в том числе: пальто, тужурки и другая форменная одежда духовной семинарии и академии.

Фирма М. П. Мезенцева основана еще в 1865 году на Семеновском плац-параде, во временных деревянных помещениях. В начале января 1868 года она пере­ведена во вновь устроенный Александровский рынок, на угол Вознесенского и Садовой ул., где находится по настоящее время торговля основателя. Год от году фирма увеличивала свое дело и в настоящее время оборот ее достиг до 70,000 р.

У экспонента имеется два отделения: для детей, на­чиная от двухлетнего возраста, как для мальчиков, так и для девочек, и кончая учащимися (гимназические, реальные и формы других училищ, пальто, мун­диры, куртки, брюки) и для взрослых - пальто и костюмы.

Сбыт преимущественно в Санкт-Петербурге, но есть заказчики так же из ближайших от столицы мест: Царского Села, Кронштадта, Колпино, и др.

Для магазина в настоящее время работает круглый год до 30 рабочих и поэтому, в нём имеется постоянно в большом выборе разнообразная одежда для детей и взрослых.

На международной и научно-промышленной выставке «Детский Mиp» 1904 года фирма получила золотую медаль.

Такой же награды и большой золотой медали М. П. Мезенцев удостоен и на настоящей выставке монастырских работ.

Фридрих Кан

Одно из oтдeлений фабрики.

В торгово - промышленном отделе выставки одно из видных мест заняла витрина фабрики конторских книг, переплётной и типографии Фр. Кана. Ви­трина эта, с многочисленными образцами художественных работ экспонента, установлена у правой стены зимнего сада.

Фирма Фр. Кана существует с 1897 года. Начав свою деятельность в самых скромных размерах, при двух вспомогательных машинах, она, благодаря энергии и добросовестному отношению владельца, за последние два года получила значительное развитие и имеет уже около сорока вспомогательных машин с механическими двигателями. На фабрике работает в среднем до 70 человек, при годичном обороте в 145 тысяч рублей. Главная специальность фабрики - конторские книги, а также всевозможные переплётные работы.

На выставке монастырских работ Фр. Кан награждён большой золотой медалью.


Содержание № 10

Троицкий  Белбажский   второклассный  монастырь   Костромской епархии     1
Помощь бедным детям 4
Участники выставки. В. П. Гурьянов 6
М. П. Мезенцев 9
Фридрих Кан 11

Издание Комитета выставки

Редактор А. А. Ходнев.

Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 9 - 17.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''