Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 11 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 8-го Апреля 1904 г.


ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО

с 11-ти ч. утра до 11-ти ч. вечера.
За вход 50 к. с благ. сбор.
Дети и учащиеся платят половину.

Сбор с выставки предназначать в пользу общества попечения

об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного

дома района Балтийской железной дороги, а также на военные нужды.

Удобное сообщение по конно-железной дороге от Знаменья и Михайловской улицы.
Каждый посетитель получает текущий № Вестника бесплатно. Каталог -20 коп.

В канцелярии комиссариата выставки продолжается приём подписки на «Вестник  первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари». Вестник выходит от 2-3 раз в неделю. Подписная цена три руб. с доставкой, и пересылкой. Почтовый адрес: Санкт-Петербург, Таврический дворец, в редакцию «Вестника первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари»


Его Высокопреподобие Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев, Духовник Их Императорских Величеств

Его Высокопреподобие Протопресвитер Военного и Морского Духовенства Александр Aлeкcеeвич Желобовский.

Верхотурский Николаевский второклассный общежительный мужской монастырь (К 300-летию его юбилея)

 Верхотурский монастырь основан    в    1604  году, вскоре после покорения Сибири Царю Московскому, иноком Ионою, сведений  о котором не сохранилось. В виду того, что г. Верхотурье, основанный в 1598 году, служил городом таможенным между Россией и Сибирью, то первый храм монастыря во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, с приделом в нём во имя Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба, был обеспечен всею утварью, иконами, богослужебными книгами и проч. от Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича Годунова. Первые 100 лет его существования, он был настолько беден, что монашествующие в нём возделывали землю собою, т. е. заменяли лошадей.

По молитвам небесного покровителя обители, Богу угодно было обитель cию поставить в оживленный вид и впоследствии далее обогатить.

В 1695 году при проезде, при обозрении епархии митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия, в селе Меркушинском, Верхотурского уезда, были им от­крыты святые мощи, вышедшие из земли, угодника Божия, праведника Симеона, имя которого открыто тому же Святителю особенным промыслом Божиим.

В 1704 году, по благословению высокопреосвященнейшего Филофея (Лещинского), митрополита Тоболь­ского и Сибирского, эти святые мощи были торжественно перенесены в сей монастырь, где до ныне и почивают; поэтому этот угодник Божий и имянуется  Верхотурским Чудотворцем.

Эти святые мощи, еще не были открытыми, по открытии их и по настоящее время изливают дивные чудеса и поэтому привлекают ежегодно громадное число богомольцев. В этом заключается причина, почему мо­настырь обрел себе и славу, и оживление, а так равно и обустроился прекрасно.

Ныне, в 1904 году, исполняется ровно 300 лет со времени его основания и 200 лет со времени пребывания в нём святых мощей праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, почему, с разрешения святого Синода, с 11-го по 14-го сентября 1904 года имеет быть совершено торжественное юбилейное празднование.

Настоятелем монастыря состоит игумен Евгений.

Святая Великая Княгиня Инокиня

Святая Великая Княгиня Инокиня Ефросиния

В историческом отделе выставки среди копий с древних миниатюр, изображающих сцены из жизни иноков, обращает на себя внимание изображение пре­подобной великой княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, основательницы Московского Вознесенского девичьего монастыря. На миниатюре (см. рис.) представ­лена княгиня, идущая в монастырь на пострижение и исцеляющей слепого, который утер свои невидящие очи рукавом срочицы, поверженным на землю пре­подобной.

Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя Дмитрия Иоанновича, была дочерью Дмитрия Константи­новича, князя Суздальского. Блаженная княгиня сочеталась браком с великим князем Дмитрием Ивановичем Донским в 1366 году. После брака, говорит составитель жития: «они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ла­стовица, и с ревностью заботились о своем спасении». По смерти своего супруга (19-го мая 1389 г.) святая  Княгиня всецело отдалась делу

  воспитания своих малолетних детей и делам благотворения и, имея непременное намерение рано или поздно посвятить себя иноческой жизни, устроила для себя в самом кремле, недалеко от великокняжеских палат, монастырь во имя Вознесения Господня. Незадолго до своей кончины, возве­щенной ей Архистратигом Михаилом Блаженная «вшед в монастырь, иго Христово на ся восприим и во иноческий образ облечеся; и претворено бысть имя ее Евфросиния. И трудолюбезно иночества много подвиг показа о Христе и добродетельное течение соверши и Богу угоди, к нему же и преставися с миром в лето 6908, месяца июня 7 день, и положено бысть во своем ей монастыре, в церкви Вознесения Господня. И восприят наслаждение вечность благ и небесное царствие». Мощи преп. Евфросинии почивают под спудом в роскошно-устроенной раке, в созданном ею храме.

Участники выставки Д. Л. Смирнов

Мастер серебряных изделий Дмитрий Лукич Смирнов является, бесспорно, одним из выдающихся экспонентов отдела церковной утвари выставки. Не­смотря на сравнительно недавнее ocнование фирмы, су­ществующей в Москве всего лишь с 1893 года, Д. Л. Смирнов сумел создать ей прочную, прекрасную репутацию не только выдающейся работою, но быстрым и аккуратным исполнением заказов.

Витрина экспонента полна разнообразными художе­ственно исполненными церковными предметами. Между прочим, здесь выставлены два Евангелия, с крышками прекрасной художественной работы. На передней крышке одного из Евангелий изображен нерукотворный образ Христа Спасителя с четырьмя Евангелистами. Заслуживают также полного внимания образа: святого Георгия Победоносца, Божией Матери Казанской, с эмалевым живописным платьем и венцом, и святой Троицы.

Хороши также два образа, исполненные по образцам Строгановского училища и др.

Д. Л. Смирнов удостоен за свои работы Августей­шей благодарности Его Королевского Высочества Князя Черногорского Николая I и награждён золотой ме­далью на первой международной художественно-промышленной выставке изделий из металла 1903-1904 гг. в Санкт-Петербурге.

На выставке монастырских работ ему присуж­дена большая золотая медаль за весьма хорошую че­канную и эмалированную работу серебряных риз.

Главный представитель для всей России завода пишущих машин «Ундервуд» (в Нью-Йорке) Г. ГЕРЛЯХ.

Пишущая машина сделалась за последние годы необходимою принадлежностью не только наших канцелярских, контор и торгово-промышленных заведений, но и домашних кабинетов деловых людей.

На выставке монастырских работ, в ее торгово-промышленном отделе, принял участие наиболее выдающийся завод этого рода машин «Ундервуд» в Нью-Йорке, в лице его единственного представи­теля для всей России Г. Герляха.

Завод пишущих машин «Ундервуд» существует в Нью-Йорке десять лет, и при 1000 рабочих, выпускает ежегодно до 25000 пишущих машин, для всех частей света.

Фирма Г. Герлях основана в городе Варшаве, в 1816 году, где у неё имеется фабрика математических и геодезических инструментов, за изготовление которых представитель фирмы  удостоился получения Государственного Герба и ордена Святой Анны третьей степени.

В начале 1900 г. Г. Герлях принял на себя представительство завода «Ундервуд» в Нью-Йорке для всей России. Распространение машин «Ундервуд» идет весьма успешно, особенно в Санкт-Петербурге, где в течение 3-х лет продано более 1000 машин в одних только учреждениях.

Пишущая машина «Ундервуд» награждена на выставках исключительно высшими наградами: в 1903 г. на международной выставке в Лиможе высшей наградой («Grand-Prix»), в 1900 г. на всемирной выставке в Париже - высшей наград (золотой медалью), в 1901 г. на международной вы­ставке в Венеции  - самой высшей наградой (первым большим почётным дипломом «Grand dipl d'honneur»), в 1901 г. на выставке в Буффало -высшей наградой (золотой медалью), в 1902 г. на 4-ой международной выставке в Риме -высшей наградой (золотой ме­далью) и в 1904 году на выставке «Детский Мир» - высшей наградой (почетным дипломом).

Наконец, на настоящей выставке монастырских работ Г. Герлях удостоен также высшей наградой - почётным дипломом («Grand Prix»).

Товарищество метахромотипии и церковной живописи «Сидорские»[1]

Заведение метахромотипии существует с 1859 года, когда основатель его, генерал - лейтенант Степан Александрович Хрулёв, вошел в департамент мануфактур и внутренней торговли с прошением о выдаче ему 10-ти летней привилегии на метахромотипии или способ изготовления бумаги такого свойства, что напечатанные на ней масляными красками  с  золотом и серебром рисунки и изображения, могут быть в несколько минут переводимы на холст, де­рево, металл, стекло и другие материалы.

Цель основания метахромотипии - церковное благолепие и распространение в народе хорошо и точно воспроизведенных икон, дабы тем прекратить злоупотребления  иконописи,  вкравшиеся и терпимые до сих пор у нас, единственно по причине невозмож­ности соединить дешевизну цен на иконы с изящным и верным исполнением таковых.

В 1874 году заведение метахромотипии было приобретено И. П. Сидорским в компании с другими лицами, образовавшими фирму «Товарищество метахро­мотипии и церковной живописи Сидорский и К0», под каковой помянутое заведение значится и по cиё время.  

В умелых и опытных руках И. П. Сидорского - заведение совершенствовалось, ежегодно расширяя круг своей деятельности и достигло того блестящего положения, в каковом находится оно в настоящее время, о чем свидетельствуют полученные им медали, по­хвальные листы и масса благодарностей, как от казённых учреждений, так и от частных лиц.

Имея, в настоящее время в своем распоряжении свою литографию, столярную мастерскую, своих художников, уборщиков, позолотчиков, печатников и других лиц, необходимых при столь обширном предприятии, - товарищество исполняет всевозможные заказы и подряды по делам церкви.

Всегда заботясь о добросовестном и своевременном исполнении поступающих заказов, товарищество достигло всероссийской известности; дальность расстояния не останавливала желания иногородних заказчиков иметь изделия его мастерских и заказы посту­пали и поступают из самых отдаленных мест Российской Империи (остров Сахалин, восточная Си­бирь, Средне-Азиатские  владения).

На выставке монастырских работ товарищество награждено большой золотой медалью - за весьма хо­рошую, художественную работу (по изготовлению – ред.) образов на холсте, стекле, дереве и отличную резную на дереве работу.

Хроника выставки

Учредительница 1-го Ночлежно-работного дома для бесприютных детей подростков мужского пола с бюро устройство их в мастерство. А. С. Эйсмонт была осчастливлена получением от Министра Императорского Двора следующей телеграммы, от 30 марта:

«Их Императорские Величества благодарят Вас, служащих, призреваемых и питомцев убежища и ночлежно-работного дома для бесприютных детей и подростков мужского пола за молитвы и выраженные чувства».

Настоящая телеграмма была получена в ответ на следующую телеграмму А. О, Эйсмонт на имя Ми­нистра Императорского Двора:

«Сегодня, 25 марта, в день трехлетия 1-го Ночлежно-работного дома для бесприютных детей и подростков в Санкт-Петербурге (Серпуховская, 5) собравшиеся члены Общества, жертвователи, служебный персонал и призреваемые питомцы убежища возносили горячие молитвы Всевыш­нему о драгоценном здравии Государя Императора, Государыни Императрицы, Великой Княгини Елизаветы Маврикеевны, Великого Князя Кирилла Владимировича, всего Царствующего Дома и просят повергнуть к Стопам Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств чувства беспредельной любви и верноподаннической преданности.

Содержание

Портрет Его Высокопреподобие Протопресвитера Иоанна
Леонтьевича Янышева. Духовник Их Императорских Величеств   2
Портрет Его Высокопреподобия Протопресвитер
Военного и Морского Духовенства, Александр Алексеевич Желобовский 3
Верхотурский Николаевский второклассный общежительный мужской монастырь  4
Святая Великая княгиня Инокиня                                            5
Участники выставки. Д. Л. Смирнов                                         6
Главный представитель для всей России завода пишущих
машин «Ундервуд» (в Нью-Йорке) Г. Герлях                                  8
Товарищество метахромотипии и церковной
живописи «Сидорский»                                                      9
Хроника  выставки                                                         10

Издание Комитета выставки.        

Редактор. А Ходнев.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.

Ежедневно на выставке распродажа разнообразных монастырских ра­бот.

ЗАКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
состоится в воскресенье, 11 апреля.



[1] Санкт-Петербург, Лиговская  улица,  дом  Коровина  № 46 -43.



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''