Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 12-13 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 11-го Апреля 1904 г.


Покровская Община Сестёр милосердия.

Учредительница и Покровительница Покровской
Общины Сестер Милосердия Великая Княгиня Александра Петровна, в инокинях Анастасия.

В Бозе почившая Великая Княгиня Александра Петровна, в инокинях Анастасия, основала Общину сестёр милосердия в 1858 г. и до конца своей жизни, т. е. до 13 Августа 1900 г., смотрела на эту Общину, как на свое дорогое детище, и потому, даже живя, с 1881 г., вдали от Общины, в Киеве все-таки сама распоряжалась всею деятельностью Общины; побуждая её свято выполнять те функции, которые обозначены в уставе Общины, учрежденном Высочайшею волею в 1876 году.

Смерть Великой Княгини была истинно тяжким горем для Покровской Общины, так как Община со смертью Великой Княгини лишилась не только мудрой руководительницы, но и благодетельницы, которая давала материальные средства на содержание Общины.

Вся забота тогда легла исключительно на Августейшего Попечителя Общины, Его Высочество Принца Петра Александровича Ольденбургского и на управляющего Общины тайного советника Н. П. Ильяшевича.

Для более ясного понимания настоящего положения Покровской Общины необходимо сказать, что в Общине, кроме ста сестёр милосердия, существует амбулаторная лечебница, принимающая и бесплатно выдающая лекарства около 30 тысячам больным в год, существует благоустроенная больница на 50 кро­ватей, существуют так называемое «Розовое отделение» - приют для малолетних, в котором находятся до 30 девочек от 8-12 лет, приют Иоанна Мол­чальника для несчастных бездомных детей обоего пола, приют для калек и убогих и, наконец, содер­жится состоящая в ведении Министерства Народного Просвящения Покровская женская гимназия и при ней интернат, в котором содержится 100 девочек.

В январе месяце настоящего года Покровская Об­щина сестёр милосердия снова понесла огромную утрату: Н. П. Ильяшевич после семилетних неустанных трудов, поставивших Общину на высоту своего призвания, оставил службу вследствие преклонного воз­раста.

Хозяйственный Комитет Покровской Общины на заседании постановил: 1) испросить разрешение у Августейшего Попечителя повесить в зале Общины портрет Н. П. Ильяшевича, 2) учредить стипендию имени его, 3) преподнести ему Святую  икону Николая   Чудотворца. Журнал такого постановления был утверждён Его Высочеством Принцем Петром Александроничем. Портрет уже повешен, икона вручена Н. П. Ильяшевичу при адресе, который приведён нами ниже, а на стипендию собираются суммы.

Попечитель Покровской Общины сестёр милосердия Его Высочество Принц Петр Александрович Ольденбургский

Помощница попечителя Покровской Общины, сестёр милосердия Её Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна.


И вот снова явилась надежда на более светлое будущее: Её Императорское Высочество Великая Кня­гиня Ольга Александровна с Высочайшего соизволения назначена Помощницей Попечителя Покровской Общины сестёр милосердия. Этот светлый давно желанный луч был встречен в Комитете Покровской Общины с большим энтузиазмом.

И не даром. Благотворные шаги уже сделаны: учредились бесплатные курсы для сестёр милосердия и Покровская Община послала на Дальний Восток третий отряд сестёр милосердия.

К слову заметим, что сёстры милосердия Покровской Общины были Всемилостивейше награждены сере­бряными нагрудными медалями на Аннинской ленте и за труды по оказанию помощи больным и раненым воинам в прошлую кампанию на Дальнем Востоке.


Тайный советник Н. П. Ильяшевич,
бывший управляющий Покров­ской Общины.

Адрес, поднесенный Н. П. Ильяшевичу, следующего содержания: «Ваше Превосходительство, глубоко­уважаемый Николай Петрович!  С чувством глубокой грусти приняли мы известие о Вашем бесповоротном решении оставить службу в Покровской Общине сестёр милосердия.

Будучи не в силах поколебать это Ваше решение, мы нелицеприятные свидетели трудов Ваших, на глазах, которых прошли семь лет Вашей безукориз­ненно честной деятельности и сердечных забот об этой Общине, считаем своим нравственным долгом в немногих простых словах выразить Вам чувства беспредельной благодарности и искренней призна­тельности за все то, что Вы сделали на пользу Общины в пределах возможности Вашими упорными трудами с достойной удивления энергией.

Ещё недавно Покровская Община сестёр милосердия не могла называться сколько-нибудь благоустроенным учреждением, но под Вашею неутомимо твердою рукою, несмотря на все тяжелые условия своего существования, Община эта теперь несравненно к лучшему изменила как внешний, так и внутренний свой облик. Так, здания образцовых - больницы с церковью и Покровской женской гимназии, флигель для трапезной и кухни, доходный дом Общины, постановка воспитательно-учебного дела в интернат Общины и водворение порядка в ней, а главное, амбулаторная лечебница для бедных близ прилегающего paйонa, - все эти наглядные для беспристрастного исследователя показатели многосложной и многотрудной Вашей деятельности - на долгое время будут служить памятни­ками Ваших отеческих забот о Покровской Общине. Честно и свято относясь к принятому на себя долгу по отношению к Общине, Вам неоднократно прихо­дилось быть строгим к неисправным из нас исполнителям своих обязанностей, но эта кажущаяся стро­гость к своим сотрудникам и подчиненным ока­зывалась всегда в конце концов истинным благодеянием для самого учреждения, а, следовательно, и для лиц, находящихся в этом учреждении, которые действительно дорожат как честью его, так и службой в нем.

Призывая благословение Божие на Вас, мы скром­ные помощники Ваших трудов, желая, чтобы Вы со­хранили добрую память о людях, на которых отра­зились результаты Вашей плодотворной деятельности, и которые глубоко уважают Вас, ценя Вас не только как мудрого, опытного администратора, но и как истинно  русского человека с честными, - твер­дыми жизненными принципами, про­сим Вас принять от Покровской Общины сестёр милосердия Святую икону Николая Чудотворца, имя которого Вы носите.

Примите же, глубокоуважаемый Николай Петрович, эту икону, как слабое выражение чувства искренней благодарности всей нераздельно Общины за труды, положенные Вами на благо её и наше, как символ того, что образ Ваш никогда не изгладится из наших сердец».[1]

Краткие сведения о Белогорском Свято-Николаевском православно-миссионерском мужском общежительном монастыре в Осинском уезде, Пермской  епархии.

  Основание монастыря было положено в 1893 году  в благодарную память чудесного избавления Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича, а ныне благополучно царствующего Государя Императора Ни­колая Александровича, от грозившей опасности во время Его путешествия по Японии 29 апреля 1891 года. Монастырь расположен на вершине, горы, именуе­мой «Белою Горою», покрытой роскошною раститель­ностью. Белая гора - это отрог Уральских гор; еще не слишком давно, - назад тому лет десять, один­надцать, - она была покрыта непроходимыми лесами.

В монастыре производятся следующие работы: кузнечные, слесарные, столярные, шитьё одежды и сапог, переплетение книг, золочение, чеканка по металлу и проч.

Число братии монастырской достигает до 250 человек.

Управление монастыря входит в обязанности и от­ветственности настоятеля Игумена Варлаама, с самого начала основания монастыря принявшего на себя эту обязанность, согласно определения Святого Синода.

Настоятель Белогорского 
Свято-Николаевского монастыря,  Игумен Варлаам.

Нашим уважаемым читателям, желающим ознакомиться с историей возникновения Белогорского Свято-Николаевского монастыря, а равно с автобиографией настоятеля его, Василия Евфимиевича Коноплёва, в мо­нашестве Варлаама, мы указываем на обстоятельно со­ставленную брошюру: «Белогорский Свято-Николаевский православно - миссионерский мужской общежительный монастырь» (Издание второе Белогорского монастыря. Москва, 1903 г.). Со своей стороны мы позволяем здесь заимствовать из этой брошюры данные, характеризую­щие нравственное состояние обители и занятие братии.

Утром особо приставленный из братии будильник будит братию колокольчиком с произнесением молитвы Иисусовой и слов «пению время, молитве час», и по пробуждении братия обязана приходить к полунощнице, а вечером на монашеское правило, где совершает земные поклоны, не исключая и бельцов - послушников.

 По получении благословения от отца настоятеля утром, братия расходятся исполнять послушания по монастырю.

По многосложности в новоустроенном монастыре разных послушаний и занятий, братия, за исключением престарелых монашествующих  лиц, у утрени и литургии в будниe дни не всегда бывает, а всецело занята послушаниями и трудами. В воскресные и праздничные дни братия выстаивает все совершаемые богослужения.

Кроме необходимых монастырских послушаний, как - то клиросное, письмоводство, трапезо-келарное, уход за богомольцами, управление хозяйством, полевые и другие черные работы и т. п., в обители еще имеются следующие ремёсла: портняжное, сапожное, кузнечное, столярное, токарное, слесарное, переплетное и пимокатное, а также делание, золочение и серебрение медных и серебряных риз на Святые иконы, с наложением на них цветной эмали; все эти занятия выполняются трудами братии безвозмездно. Для пользы науки де­лаются наблюдения за состоянием погоды, атмосферических явлений, и сведения  эти ежемесячно доста­вляются в Пермскую метеорологическую станцию, так как наблюдательный пункт на Белой горе имеет значительную возвышенность над окружающей окрест­ностью и другие климатические условия. Наблюдения эти монастырской братией производятся без всякого вознаграждения.

 

Грамотные из братии из монастырской библиотеки берут в келии для чтения в свободное от послушaния время книги догматического и религиозно-нравственного содержания, как - то: Святое  Евангелие, псалтирь и послания Святых апостолов с толкованиями, жития Святых отцов, краткие поучения и творения Святых отцов - преподобного Ефрема Сирина, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Дмитрия Ростовского и др., а некоторые из более грамотных и способных берут из миссионерской библиотеки полемического содержания книги, с целью сколько-нибудь приобрести знания  по  миссионерской части.

Братия во все четыре поста считает непременной обязанностью быть у исповеди и Святого причастия; монашествующие исполняют этот христианский долг возможно чаще.


Проект соборного храма на 4 тыс. чел, для Белгородского монастыря.

По уставу общежития обители никто из живущих в ней своей собственности приобретать не имеет права; братии не позволяется ни от кого получать пожертвования или подарков, а всякое доброхотное даяние посетителями должно отдаваться настоятелю или его наместнику или лицу, заведующему церковной кас­сой, которые записывают по желанию благотворителей имена их на вечное и временное поминовение на литургиях, проскомидиях и при чтении псалтири, или же пожертвование должно опускаться, в выставленные кружки на общую потребность монастыря.

По окончании божественной литургии, по звону трапезного колокола, братия собирается на общую трапезу, где, после пения положенных молитв и по благословению пищи настоятелем или очередным иеромонахом, при полной тишине, с молчанием вкушают пищу.

В каждый воскресный и праздничный день бывает хождение из храма в трапезу с «пречистой» просфорой Богородичной с пением псалма «Вознесу Тя, Боже мой»; эта просфора после трапезы раздро­бляется священнослужителем и раздаётся для вкушения братии. В светлые дни Святой Пасхи на трапезу из храма приносится Святой артос - освящённый хлеб, изо­бражающий воскресшего Господа, с выполнением по­ложенной по уставу обрядности и пасхальными песнопениями.

Во время трапезы читаются жития Святых, а в воскресные и праздничные дни вычитывается толкование на прочитанное во время литургии Евангелие. Без благословения настоятеля никто из братии не должен в обед и ужин брать из трапезы пищу в свою келию; этим преимуществом только пользуются престарелые и больные. На первой и последней неделях Великого поста для брaтии на трапезе не положено ничего готовить из горячей пищи, а вкушают все один хлеб с солёной капустой.

В обители строго воспрещено употреблять мясную пищу, курить табак, производить стрельбу из огнестрельного оружия в монастырской лесной даче, как рабочими монастыря, так равно и бывающими посе­тителями-богомольцами обители, не говоря уже о братии, которая не бывает за это терпима в обители.

В соседние подгорные селения без всякой надоб­ности отлучаться братии отнюдь не дозволяется.

При обители начинают развиваться следующие отрасли сельскохозяйственного труда: земледелие, пчело­водство, скотоводство, огородничество и рыбоводство.

На  расстоянии 1/2 версты от монастыря в лесу находится небольшая пасека. В 2-х верстах от оби­тели на верховьях р. Бырмы в устроенном пруде братией начато разведение рыбы; особо при монастырском хуторе устроены кирпичные сараи, в которых выделывается кирпич для потребности обители.

Для большего уединения и подвижнической жизни иноков предполагается устроить где-нибудь в глуши леса скит, на строгих правилах глубокого уединения. В недалеком будущем желательно в здешней обители, по примеру древних Святителей, установить «старчество», при котором каждый из братии, кроме настоятеля и духовного отца, будет иметь, для постоянной духовной поддержки и утешения своего старца из опытных в духовной жизни иеромонахов, монахов или даже послушников.

Участники выставки. К. А. Тонет. Фирма «Братья Тонет»,

Фирма «Братья Тонет», экспонирующая на выставки в торгово-промышленном отделе, уже составила себе всемирную известность. Главная её специальность - так называемая, венская гнутая мебель. Перед на­стоящей выставкой, экспонат участвовал на выставке, «Детский Мир», где удостоен высшей наградой – «Grand prix». Вот что мы читаем об истории возникновения фирмы и развитии её производства в органе названной выставки -листке «Детский Мир».

Венская гнутая мебель - есть плод изобретательного гения и неутомимой энергии основателя фирмы Михаила Тонет, который в 1830 году напал на счастливую мысль изготовлять мебель из гнутого дерева. Дело было трудное, приходилось воссоздавать всё вновь, изобретать машины для изгибания дерева, делать тысячи опытов и путём кропотливого труда достигать намеченной цели. Много невзгод встретил на своем пути,  но изобретатель не падал духом и пережив полное разорение в Боппар-на-Рейне, перешел в Австрию, где с но­выми силами и энерией принялся за дело. Правда, ранее основателя дома «Братья Тонет», Михаила Тонет, в начале ХIХ-го прошлого столетия, некто Финк уже старался применить гнутое дерево в экипажном деле и главным образом в деле изготовления колёс, но тем не менее все труды его в этом направлении не имели практических последствий в применении к промышленности и начатое им дело не нашло последователей. В 1826 г. в одном английском политехническом журнале был возбуждён вопрос об утилизации гнутого дерева в экипажном, столярном и плотничном делах по методу англичанина Саргента, путём предварительного размягчения дерева горячей водой или паром. В 1830-м году американец Рейнольд изобретает машину для сгибания дерева, а в сороковом году появляется французская машина Гишон, Ленуар и Петижан. Первые попытки в этом направлении были далеко несовершенны и требовали дальнейших усовершенствований. Вот всё, что мы знаем о состоянии вопроса об утилизации гнутого дерева в первой по­ловине прошлого столетия. Таким образом, несмотря на приведённые нами указания на многочисленные по­пытки человечества утилизировать гнутое дерево, за­слуга Михаила Тонет ничуть не умаляется: он пер­вый, благодаря существенным усовершенствованиям, сделал возможным широкое применение: гнутого дерева в деле изготовления мебели, первый, обогатил человечество новой отраслью промышленности. Наслед­ники творца последней с достоинством продолжают начатое дело и, благодаря им, нет части света, более государства, в которых не была бы известна «Венская гнутая мебель». В Австро-Венгрии ежегод­ное производство гнутой мебели достигает почтенной цифры на сумму в 18.000.000 крон и из них на сумму свыше 12.000.000 крон экспортируется в чужие земли. В настоящее время с легкой руки братьев Тонет  появилась масса последователей и десятки фабрик заняты этим делом. В одной Австро-Вен­грии их насчитывается 14 фирм. Особенно популяр­ностью Тонетовская гнутая мебель пользуется у нас в России: сбыт её проник далеко за Уральский хребет и её мы встретим в Иркутске, Хабаровске, во Владивостоке и в других отдалённейших окраинах государства. Вот почему нас не столько интересует вопрос о процветании многомиллионной фирмы, сколько вопрос, чем она заплатила своему второму отечеству России, за оказанное ей последнее широкое гостеприимство? Мы уже знаем, что и у нас она вы­звала и насадила это производство; что с легкой руки «братьев Тонет» русский человек нашел новое применение своих сил, научился новому роду про­мышленности; что открылись фабрики гнутой мебели в Радомске, Войцехове, четыре в Варшаве, в Мо­скве, Петербурге и некоторых других местностях Империи, а сама фирма «братьев Тонет» устроила фабрику в Новорадомске, Петроковской губернии и даёт заработок 1500 рабочим, не считая многочисленных её торговых филиальных отделений, рассеянных в разных городах Империи. На выставке «Детский Мир» все экспонаты фирмы исполнены из русского материала и при том русскими рабочими. Такова благодарная отплата русскому народу за ока­занное фирме широкое гостеприимство.

К этим строкам, вполне правильно характеризующим заслуги фирмы «Братья Тонет», нам ничего не остаётся добавить.

Скажем лишь, что и на выставке монастырских работ и церковной утвари ей присуждена высшая награда («Grand Prix»), за превосходно исполненную фирмой, Новорадоской фабрикой, гнутую буковую мебель, пригодную для мебелировки в монастырях, для школ, больниц и других учреждений, а также за мебель для железных дорог, садов и для спорта.

 

Выставка закрывается сегодня, 11-го апреля, в четыре часа дня. Последний номер «Вестника» выйдет на этих днях. В нём будут помещены, между прочим, портреты членов комиссариата. Содержание

Портрет Учредительницы и Покровительницы Покровской  
Общины сестёр милосердия   Великой    
Княжны  Александры  Петровны,  в  инокинях Анастасии 1
Покровская община сестёр милосердия                           2
Попечитель Покровской Общины сестёр милосердия
Его Вы­сочество Принц Петр Александрович Ольденбургский        3
Помощница Попечителя Покровской Общины сестёр
милосердия Её Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна  3
Краткие сведения                                                                                                                6
Участники выставки  К. А. Тонет                               13

 

 

Издание Комитета Выставки

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, - Фонтанка, 102,

Типография Альтшулера, Эртелев пер.,д. № 17 - 9.



[1] Примечание от редакции. В адресе не упомянуто, что Н. П. Ильяшевич много потрудился над выпуском столь ценного издания, как «История  России в портретах по столетиям», награждённого на 1-й Всероссийской выставке монастырских работ высшей наградой –«Grand Prix». Покровская Община сестёр милосердия за короткое время извлекла от упомянутого издания более 15 тысяч рублей.



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''
Яндекс.Метрика