Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Вестник № 4 Первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари

Редактор: А.А. Ходнев
Дата: 7-го марта 1904 г.


В канцелярии коммисариата выставки продолжается прием подписки на «Вестник первой всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари». Вестник выходит от 2-3 раза в неделю. Подписная цена три руб. с доставкой и пересылкой. Почтовый адрес: СПб., Таврический дворец, в редакцию «Вестника первой всероссийской выставки монастырских работ».

Прием объявлений

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ЕЖЕДНЕВНО

с 11-ти ч. утра до 11-ти ч. вечера.
За вход 50 к. с благ. сбор.
Дети и учащиеся платят половину.
По понедельникам 1 р.

Сбор с выставки предназначен в пользу общества попечения

об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома района Балтийской жел. дор., а также на военные нужды.

 

Удобное сообщение по конно-железной дороге от Знаменья и Михайловской улицы. Каждый посетитель получает текущий № Вестника бесплатно. Каталог - 20 коп.

 

Редактор А. А. Ходнев. Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 17 -9.

 

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса Фонтанка, 102.

 

 

Состав организационного Комитета выставки

Председательница - Наталия Ивановна Гирс, председательница, состоящего под Августейшим покровительством Их Императорских Величеств Общества попечения об улучшении быта питомцев Императорского СПБ Воспитательного Дома района Балтийской железной дороги.

Вице-председательница - Вероника Михайловна фон - Гардер, вице-председательница того же Общества.

Почетный член - товарищ обер - прокурор Святейшего Синода т. с. В. К. Саблер.

Члены:

Надежда Николаевна фон - Брок.

Александра Карловна Вреден

Надежда Григорьевна Иocca.

Надежда Ивановна Кандыба.

Наталия Михайловна Маслова.

Екатерина Евгеньевна Печаткина.

Татьяна Николаевна Таптыкова.

Баронесса Александра Фердинандовна фон - Таубе.

Орест Александрович Арсеньев.

Альберт Николаевич Бенуа.

Михаил Петрович Боткин.

Николай Федорович Бурдуков.

Валериан Александрович Зайцев.

Константин Васильевич Изенберг.

Михаил Петрович Карпинский

Николай Дмитриевич Королев.

Константин Петрович Ландрат.

Николай Михайлович Молчанов.

Александр Александрович Папков.

Ростислав Антонович Рейнбот.

Павел Петрович Сурин.

Иван Александрович Таптыков.

Барон Густав Васильевич Тизенгаузен.

Владимир Федорович Токарев.

Николай Михайлович Ушаков.

Алексей Алексеевич Ходнев.

 

 

Koммисариат выставки:

Генеральный Коммисар - Орест Александрович Ар­сеньев.

Помощник Генерального Коммисара - Владимир Федо­рович Токарев

Секретарь комитета - Екатерина Евгеньевна Печаткина.

Бухгалтер - Михаил Петрович Карпинский.

Заведующий историческим отделом - Валериан Александрович Зайцев.

Заведующий торгово-промышленным отделом и со­стоящий при Генеральном Коммисаре - Константин Пет­рович Ландрат.

Заведующий художественною и декоративною частью - Константин Васильевич Изенберг.

Помощник его - Михаил Платонович Максимович.

Устроитель исторического отдела - Василий Иванович Успенский.

Заведующий духовными концертами - Алексей Владимирович Таскин.

Коммисары:

Александр Оттонович Кюне.

Владимир Ивановичи Помяловский.

Николай Николаевич Скорино.

 

Георгиевский Балаклавский
первоклассный монастырь в Крыму.

На южной оконечности нашего отечества, на берегу Черного моря, среди пустынной местности (в 12 верст, от гор. Севастополя и 8 - от г. Балаклавы), на склоне скалы, величественно возвышающейся над уровнем моря, скромно приютилась и как бы повисла над безд­ной древнейшая из наших обителей, бывшая свиде­тельницей нашего религиозно-нравственного просвещения, при принятии Великим Князем Владимиром святого крещения в соседнем с нею Херсонесе.

Это - знаменитый не только по древности и своему живописному местоположению, но и по историческому своему значению БАЛАКЛАВСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Он основан в 891 г.

Об основании монастыря, в изданной в 1903 году брошюре[1] мы находим следующие сведения. «Неза­долго пред нашествием на Крым русских, под предводительством Владимира Святого, церковь пещер­ная на мысе Парфениум была обращена  Георгиевский монастырь по следующему случаю. Греки, имея коммерческий промысел во время плавания своего по  Черному морю, были раз настигнуты страшною бурею и гонимы волнами к отторженным от гряды гор чудовищным камням; видя свою неизбежную гибель, они возопили об избавлении к великомученику и по­бедоносцу Георгию, и Он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, отстоящем от берега в 70-ти саженях, и буря в тот же час утихла. Погибавшие и спасенные от видимой гибели греки взошли на камень тот и там обрели икону св. великомученика Георгия, которую, взявши оттуда, принесли на берег и в знак благодарности чудотворцу близ того места, где им грозила опас­ность, в 891 г. основали в храме пещерном мона­стырь с благословения скифского епископа. Более на­божные из греков, бывшие свидетелями явленного чуда, стали жить постоянно при сем монастыре и по­ложили основание обшежительству монастырскому».

В конце X века, именно в 988 г., русские, под предводительством равноапостольного князя Владимира, приплыли к берегам Крыма и осадили Херсонес так, что их морские суда обложили весь мыс Херсонесский и берега нынешнего Георгиевского монастыря, взяли Херсонес (Корсунь) и Владимир принял в нём крещение, женившись на христианской княжне Анне, сестре византийских императоров Василия и Константина.

В 1081г. управлял монастырем епископ Херсонесский Феодор, живший во времена Императора Алек­сея Комнина, Феофан, присутствовавший  в 1147 г. на одном поместном соборе, Кирилл, Игнатий I,  Василий, Лев - в 1280 г., присутствовавший  в Константинопольском Синоде, Иеремия, Игнатий II, - в 1356 г. подписавшийся под одним актом Патриархии, Макарий и Фаддей, заседавший в 1390 году в Патриаршем Синоде.

До 1794 г. Георгиевский монастырь был в зависи­мости от Константинопольского Пaтpиapxa. По присоединении  же Крыма к России управляли разные духовные лица по указам С.-Петербургского св. Синода.

Во время крымской войны на долю Георгиевского монастыря, который, к этому времени был возведен в степень первоклассного, выпала очень почётная роль. По мере уничтожения черноморского флота нашими врагами, он служил убежищем для массы  моряков. Временно здесь нашли убежище многие адмиралы и весь морской штаб, для  чего от флотского началь­ства устроены были на полугоре два каменные двухэтажные корпуса.        

В разгаре войны, Георгиевский монастырь сделался сосредоточием молитв всех наций... В са­мый храмовой праздник Воздвижения Креста Господня, 14-го сентября 1854 г., монастырь был захвачен англо-французами и турко-сардинцами, высадившимися с пароходов в Балаклаве и Камышовой бухте. Ни один монах в продолжение  одного года и 11 месяцев­ не был выпускаем из монастыря, где основа­лась телеграфная подводная  станция на Варну и штаб некоторых канцелярий англичан. В самый день взятия монастыря главнокомандующий союзных неприятельских войск снарядил 15 человек французов для охранения монастыря от вторжения в него турок. Со следующего дня, с 15-го сентября, в монастыре началась каждодневная служба, которая и продолжалась непрерывно до прекращения военных действий - заключения перемирия. Всё нужное для богослужения, как то: вино, ладан и пшеничная мука для просфор стали доставляться исправно из англо-французского военного штаба. Нередко главнокомандующие сами со штабными своими начальниками посещали церковь во время богослужения и стояли в ней чинно; а иные становились на колена и горячо молились, особенно перед сражением и после сражения. Наконец, в 1856 г. кончи­лась война, и осадное положение с монастыря было снято. Радостно зазвонили колокола в монастыре, и храм огласился пением «Тебе Бога хвалим»... Долго по заключении  мира, в этот храм стекались и будут стекаться люди всех званий и состояний, с благоговением вспоминая имена богатырей-воинов, сложивших в крымскую войну головы за счастье и благо России. Георгиевский монастырь по своему живописному по ложению и историческому значению составляет предмет любопытных посещений всякого путешественника. Кто бы ни приехал в Крым и Севастополь, всякий считает долгом сделать прогулку в Георгиевский монастырь. Расстояние его от Севастополя 12 верст. Настоятелем монастыря состоит в настоящее время игумен Сильвестр.

 

Периодическая печать о выставке монастырских работ

Выставка монастырских работ встречена почти всею нашею периодическою печатью весьма сочувственно. В некоторых газетах помещены крайне лестные отзывы о том несомненном интересе, который представляет выставка для посетителя.

Так, между прочим, в газете «Русь» читаем (№ 72):

«С большим интересом и находчивостью создана деко­ративная обстановка выставки монастырских работ, что открылась вчера в Таврическом дворце.

 У самого входа белая стена монастыря с зеленой чере­пичной крышей, с башенкой, воротами и двумя боковыми калитками.

Проникаешь в ворота. И сразу приковывается внимание к большому лику Милостивого Спаса, написанному на фронтоне настоящей церковки XVII в., которая приютилась в глубине обширного зала. В церковке  исторический  отдел. Устроены три кельи: первых веков христианства - дикая, простая пещера; времен патриархов  с истертыми, едва различаемыми образами, полками покоробленных массивных рукописных книг, с примитивной утварью; со­временная келья - уютная, светлая, не лишенная даже ком­форта. По стенам отдела разные изографные изображения, неизбежные Сирины и Альканосты, в нескольких видах  коллекции  старых рукописей и какие книги и «Златоуст», и «Феотрон», и «Гранограз», и «Лествица». Старинная церковная утварь...

Попадаешь в зал собственно монастырских работ.

Мало помалу ориентируешься. Начинаешь присматри­ваться к работам, выставленным более, чем сотней женских монастырей. Удивительной работы златотканные ризы на образа. Тончайшего искусства - вышитые полотенца, целые картины, подушки, кружева, пояса, скатерти, ковры, меченные гладью платки, филейные салфетки на стол, шитые шелком, плетения из золотых ниток, гипюрные одеяла и покрывала, шарфы гагачьего пуха. А цветы?

Целые оранжереи из шелка, шерсти, рыбьей чешуи, перьев. Разве можно не ошибиться и не принять за настоящий, например, дивный букет цветов из перьев работы Нежинского монастыря?

Работы немногих экспонирующих мужских мона­стырей значительно уступают женским.

Стиль модерн, оказывается, отразился и на церковной утвари. Превосходной работы, в названном стиле, престол работы С. Вашкина; престол из темного дуба с золотой инкрустацией и 12 стилизованными белыми голу­бями. Имеются в стиле модерн и бронзовые большие подсвечники. Оригинален также алтарный иконостас фабрики Кузнецова из эмалированного фаянса.

Как неизбежно у нас пробралось на выставку много экспонатов, имеющих почти неуловимое отношение к задачам выставки. Например, бухарские ткани из Пас­сажа, ягодные морсы, охотничьи кинжалы и пр. и пр.

Но следует признать по совести - сама выставка на­столько своеобразна и интересна, что все подобные «слу­чайности» нисколько не мешают главному и основному впечатлению».

«Петербургский Листок» пишет (№ 54)

«Первая у нас монастырская выставка представляет большой интерес для публики, давая если и не полный отчет, то хотя бы некоторое представление о разнообразных ремеслах и искусствах, процветающих в наших многочисленных монастырях. По представленным образцам работ можно судить и о степени развития этих ремесел.

Выставка разместилась в обширных залах Таврического дворца. Устроители позаботились придать ей краси­вый и соответствующий её назначению вид.

Тотчас при входе перед зрителем встает красивая декорация, представляющая

 древнюю монастырскую ограду с воротами и башней над ними. Стена расписана фигу­рами святых и наивным пейзажем живописью, подра­жающей той, которую еще можно встретить на наших старинных церковных зданиях.

Пройдя ворота, вы входите в первую обширную залу, так же декорированную и занятую витринами различных женских монастырей представивших образцы своих ра­бот в довольно обширных размерах. В выставке приняли участие 78 женских монастырей, тогда как из мужских только восемь прислали свои произведения.

Работы женских монастырей весьма разнообразны. Тут посетитель увидит и самую тонкую живопись по шелку, и ткани, похожие на гобелены, и грубую кожаную обувь и даже простую сбрую.

Наш Петербургский Воскресенский монастырь, имеющий большую живописную мастерскую, выставил образцы своих тонких и изящных работ. Хороши также вышивки шелками по золоту, ковры и подушки.

Особенно большую коллекцию своих произведений прислал Балашовский Покровский женский монастырь.

Монастырь этот, находящийся в Саратовской губернии, занимается производством шелка, на выставки представлен постепенно весь ход выработки шелка и образцы шелковой материи.

Хороши вышивки по шелку и парче. Есть несколько икон и даже картин, хорошо написанных масляной  краской.

Настоятельница этого монастыря игуменья Мария на­стоящая художница: две её копии с картин Рембрандта поражают своей близостью с оригиналом.

Одною из монахинь по бархату написана в очень нежных матовых тонах голова Спасителя, обращающая внимание свободой и изяществом письма.

Из рукоделий прекрасно исполнен покров на гроб­ницу из шёлка своего производства, расшитый золотом. Многие монастыри выставили прекрасные ризы на иконы, тканные из золота и отличающиеся чрезмерною тонкостью работы. Живопись икон, за небольшими исключениями, стоит в большинстве не на особенной высоте, но зато ткани по парче, вышивки шелком, обращают на себя внимание знатоков и при этом отличаются большой де­шевизной.

Некоторые монастыри дали различные работы, так сказать, светского характера. Так, например, Екатерининский Ново-Тихвинский монастырь выставил, кроме церковных вещей, несколько ваз с прелестными искус­ственными цветами и два изящных пано, написанных тушью, изображающих красивые пейзажи и цветы. Иоанновский женский монастырь экспонирует также искусствен­ные цветы и превосходные ковры. Многие монастыри пред­ставили образцы белошвейного искусства: спальное белье, одеяла, полотенца, скатерти, чулки и пр.».

«Новости» посвящают выставке особую рубрику: «На выставке монастырских работ». Открывая ее, сотрудник газеты пишет:

«Публика в день открытия  немного, этому помешала высокая входная плата; Большинство собравшихся почет­ные гости, приглашенные комитетом.      

После молебствия начинается обзор и все направляются в исторический отдел.

С этого отдела мы и начнем своё обозрение. Подробного каталога исторического отдела совсем нет, а в нем чувствуется большая нужда[2]. М. В. Тюлиным и Д. М. Тюлиным выставлены копии с древних миниатюр изображающая тех бытописателей древней Руси, что тру­дились в монастырских стенах. Коллекция хорошо по­добрана и интересна.

Н. И. Рукавишников занял целую стену с редкими старинными образами и церковными книгами. Интересует многих коллекция грамот, принадлежащая г. Апухтину; он сам любезно дает объяснения.            

Много спорных предметов, т. е. таких, происхождение которых установлено археологами разно. Что один ценит в тысячи, то другой ценит в рубли и наоборот. Весь отдел занимает узкий коридор и двигаться по нему трудновато. При входе с правой стороны две кельи с полной обстановкой и копия с пещеры, в которой жили отшельники суетного мира. С левой стороны исторического отдела занимает об­ширную площадь художественная коллекция работ, собран­ная В. И. Боруцким и А. А. Суровым. Все, что пред­назначалось и ими для выставки в Сен - Луи, обретается теперь здесь. Надо отдать справедливость этому отделу; не все экспонаты имеют прямое отношение к монастырям, но коллекция очень богатая и достойна всяческого внимания. Конечно, главное резьба по дереву, и в этом отношении дано все лучшее, что только есть. Здесь все до мелочей художественно и стильно. В общем, экспонаты гг. Боруцкого и Сурова должны считаться «гвоздем» монастыр­ской выставки.

Дальше начинается богатый и главный отдел монастыр­ских работ.

 

Затем фельетонист «Руси», посетивший выставку, выносит от нее следующее впечатление.

«Чтобы отдохнуть от тревог и ожиданий войны, я пытался уйти еще дальше вглубь времен. Хотел укрыться в своды министерского архива, углу­биться в созерцании ликов дониконовских икон, нады­шаться тонким запахом, который исходит от старинных церковных книг.

Чем они пахнут, эти книги и рукописи?

Ладан ли смешался с ароматом молитвы, или века  имеют  свой аромат?..

И я пошел на монастырскую выставку в Таврический дворец.

Но я ошибся в расчете. Я не нашел там того монастырского, о котором я мечтал.

Сто восемьдесят монастырей слили свои усилия, чтобы представить современную монастырскую работу.

Она блестит парчой, пестрыми шелками бесчисленных вышивок.

Живопись, рисование по фарфору, акварель, церковные вещи, плетение из золотых ниток, искусственные цветы  и  фрукты, вышивки, вышивки, вышивки в одном углу.

Ковры, полотенца, пояса, шитые золотом и канителью иконы, подушки, саше, вышитые ленточками, вышивки, вышивки, вышивки - в другом.

Полотенца, носовые платки, мужские сорочки, редикюли, воздухи, диванные подушки, портфель - в третьем.

А посредине стоит ствол дерева, в котором трид­цать лет прожил отшельник. Этот ствол привезен из Тульской губернии. Я пробовал поместиться в нем.

Стоять можно, не согнувшись, но сидеть - немыслимо.

Тридцать лет простоять в этом одиночном самозаключении

Каким диссонансом с этим дуплом являются те изящные рукоделия из парчи, шелка и канители, которые его окружают»...

 

Наконец, интерес выставки отмечают: «Новое Время», «Правительственный Вестник», «Знамя» и некоторые другие газеты.

Календарь - Хана.

(Бухарский монастырь)

Был полдень, когда я со своим проводником Баба-Муратом подъехали к высокой глиняной стене Кален­дарь-Хана.

Забравшись на самую средину блестящего, как синяя сталь, неба, солнце немилосердно палило растрескавшуюся землю; термометр поднялся до 68 градусов по Цельсию и все, кому не было особенной нужды выходить из дому, сидели в тени навесов или под деревьями за чашкой зеленого чая.

Сойдя с лошадей, мы привязали их к специально для того устроенной деревянной стойке и вошли в незапертые двери.

Перед нами открылся большой квадратный четырехугольник, весь усаженный фруктовыми деревьями; здесь, груши, черешни и множество других пород. По извилистой тропинке мы вышли на площадку, поросшую виноградом, сочные гроздья которого спускались вниз целыми гирляндами.

Привязанный к коротенькому колу верблюд, недоуме­вающе взглянув на нас, снова задремал, уткнувшись мордой в землю. Скоро мы оказались перед второй, еще болee высокой стеной, слегка наклоненной во внутрь. На невысоком возвышении, перед большой четырехуголь­ной ямой, наполненной водою сидели на ковре три сарта, одетых в шелковые пестрые халаты, порядочно уже по­ношенные и играли в шахматы. На стене; висели для просушки длинные полосы бумаги, красиво испещренные изречениями из Корана.

Высокие остроконечные шапки указывали на принадлеж­ность сидящих к званию календарей. Нас очень любезно приняли, предложив зеленого чая, сушеного винограда и разных обсахаренных орехов. Потом нам показали внутренность двора, передняя сторона которого предназна­чалась для верблюдов, ишаков и лошадей. Вторая, задняя часть двора, имела несколько длинных комнат без окон, но с двумя, выходящими прямо во двор дверями в каж­дой. В этих 10-12 комнатах помещается человек  80-100  календарей, удалившихся от мира и посвятивших себя на служение peлигии.

Все они, старики и молодые, равномерно делают свои труды и пользуются общим имуществом. По четвергам, накануне  пятницы, т.е. праздничного дня, который, к слову сказать, не служит для обывателей днем отдыха, календари группами человек по 20 -25 отправляются в город с  пением религиозных песен направляются по улицам, собирая чехи, которыми их наделяют жертво­ватели. Далеко разносится тогда их пение и странный, фантастический вид представляет эта толпа одетых в пестрые  высокие шапки с бахромой, с длинными палками в руках и тыквенными бутылками у пояса.

Осматривая Календарь-Хана, я заметил отсутствие ме­чети и высказал свое удивление по этому поводу одному из календарей, старику с длинной седой бородой, по-видимому старшему. Оказалось, что среди календарей нет духовного лица, и все они ходят для молитвы в соседнюю мечеть.

Ни один из них не имеет звания имама, но очень многие Хаджи и проповедники.

Поблагодарив хозяев за любезный приём наклонением головы и словом – «Хшхва Хвашет» и получив от них приветствие – «Хшо ма дед», мы уселись на своих лошадей и помчались по направлению к городу. Солнце уже близилось к закату и нам надо было поспешить, пока оно не скрылось на горизонте и не наступила ночь.

Однако мы не рассчитали и прежде чем доехали до  города, солнце спряталось за горизонт и как это всегда бывает вблизи тропиков, тотчас же наступила темная, черная ночь и только крупные, лучистые звёзды, ярко засиявшие в небе, проливали слабый свет.

Однако Баба-Мурат прекрасно знал дорогу, да и ехать оставалось уже недалеко, а потому я и не опасался, что мы собьёмся с пути в этом лабиринте  туземных кишлаков, в которых непривычному человеку легко за­блудиться и среди дня.

Скоро впереди мелькнули огоньки и через четверть часа мы были уже дома.

Н. фон - Гук (Знакомый)

Письмо в редакцию

Экспонент выставки А. С. Эйсмонт просит нас поместить следующие строки: «9-го минувшего февраля я собрала несколько дам и предложила прослушать проект устава Кружка «Помощь детям мужского пола участников войны и помощь раненым», цель которого придти на помощь детям двумя третями собранных на это дело сумм, а одной третью заготовить белья и требующихся материалов для раненых. Кружок будет действовать самостоятельно и давать ежемесяч­ный отчет Попечительному Обществу о состоянии сумм и о своих действиях;  детей подходящих к контингенту 1-го Ночлежно-Работного Дома для бесприютных мальчиков, будет определять в оный, не подходящих же по состоянию здоровья, положению и возрасту озаботится определить в учреждения, для них подходящие. Проект устава Кружка подан на утверждение Комитета Домов Трудолюбия и Работных Домах, через канцелярию Градоначальника. Капиталы Кружка будут и специальные, как например: быть может кто-нибудь внесет «на детскую больницу, в коей очень нуждается столица, или на устройство собственного приюта и многие другие подходящие цели, с разрешения правления Попечительного Общества. Суммы Кружка совершенно отделены от сумм 1-го Ночлежно-Работного Дома, и на членские взносы и пожертвования выдаются, до утверждения устава, мои личные квитанции. Временно казначеем Кружка избран Правлением Секретарь Правления Е. Г. Собакин. Кружок сдал часть своих работ в склад ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА в Зимний Дворец (кв. №№ 248, 249, 250 и 519), а также предложил с восторгом брать работу для раненых Попечительству о Домах Трудолюбия и Работных Домах.

Поздно будет собирать средства, когда явятся дети участников и участниц войны, подлежащие Общест­венному Призрению, и цель основанного мною Кружка, быть во всеоружии  вспомогательных сумм, дабы по­дать быструю помощь этим жертвам войны.

Откликнитесь, добрые люди, кто чем может. Всякие пожертвования будут приняты Кружком с большой благодарностью.

Членские взносы (3 руб. в год или 50 руб. едино­временно) принимаются у меня лично от 10  утра до 10 вечера (Серпуховская 5, кв. 2), в СПБ.

Учредительница Кружка                                                                           Анна Эйсмонт

 

 

Хроника выставки

Первое общее заседание экспертной комиссии  состоится в понедельник, 8-го марта, в два часа дня, в Таврическом дворце. В состав экспертной комиссии пригла­шены: М. А. Бильбасов, М. П. Боткин, Р. Ф. Гессе, С. А. Давыдова, М.. Н. Дитрих, К. В. Изенберг, Е. М. Карачуиский, Г. И. Котов, А. К. Крупский, М. П. Максимович, П. Н. Недумов, Б. П. Овсяников и Я. М. Ша­пиро. Председателем  избран М. Л. Боткин.

 

На вербной неделе на выставке, в зимнем саду, предположено устроить большой „вербный торг ".

 

 

В воскресенье, 7-гo марта, от 2-х до 5-ти час. дня, в помещении выставки состоится вокально-музыкальный  концерт   при участии  многих  известных  артистов  и  артисток.

 

Состоявшиеся 4 марта духовные песнопения при­влекли в помещение выставки многочисленную публику, с видимым интересом слушавшую пение хора церкви С. П. Елисеева, что на Б. Oxтc, под управлением регента В. Г. Самсоненко.

Содержание

Состав организационного Комитета выставки                                                 2

Гeopгиeвский Балаклавский  первоклассный монастырь в

Крыму            . .                                                                                                      3

Периодическая печать о выставке   монастырских работ .                               6

Календарь-Хана       . . . .                                                                                       11

Письмо в редакцию                                                                                               12

Хроника выставки                                                                                                 14

 

 

Издание Комитета выставки

 

 

Редактор А. А. Ходнев.

 

Типография Альтшулера, Эртелев пер., д. № 17 -9.

Клише исполняются фотоцинкографией Ф. Кройса, Фонтанка 102.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          



[1] Краткое историческое описание Георгиевского Балаклавского первоклассного монастыря в Крыму. Севастополь, 1893 г.

[2] Издание подобного каталога уже намечено.     Ред.



Назад в раздел
  Cannot find 'section' template with page ''доктор неумывакин лечение перекисью водорода грибка ногтей лечение грибка ногтей перекисью водорода по неумывакину перекись водорода от грибка ногтей отзывы неумывакин перекись водорода от грибка ногтей по неумывакину неумывакин лечение грибка ногтей на ногах неумывакин грибок ногтей лечение грибка содой по неумывакину