Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Алексей Токарев: Православная выставка должна стать местом встречи для братьев по вере

Алексей Токарев: Православная выставка должна стать местом встречи для братьев по вере 24.02.2016
26 февраля в Москве открывается первый православный фестиваль «Артос», в рамках которого состоится выставка-ярмарка «Сорок Сороков». Это совершенно новый формат православного мероприятия, состоящих из многих «паззлов», одним из которых является выставка-ярмарка. О том, что это будет за событие, и как из ярмарочного формата вырос целый фестиваль, мы беседовали с генеральным директором «Ставроса» Алексеем Токаревым.

Биографическая справка.
Образование: Московская Духовная Семинария, 2008 г. Приднестровский Государственный Университет, 2003.
Опыт работы: RussianCreativeCentre, маркетолог выставочных проектов 2008-2010. Административный Секретариат Московской Патриархии, помощник руководителя 2010-2015.
С августа 2015 – генеральный директор ВК «Ставрос».

- Алексей, компания «Ставрос» всегда проводила православные выставки-ярмарки в том виде, в котором мы все их привыкли наблюдать. Почему вы решили поменять формат, ведь у ярмарок уже была и своя аудитория, и определенный имидж?

- Скажу честно: выставки в том виде, в котором они существовали, мне были совершенно неинтересны. Возглавить «Ставрос» мне предложил владыка Сергий, епископ Солнечногорский, у которого я 5 лет проработал личным помощником и иподиаконом. А до того я занимался светской выставочной деятельностью, и знал все ее тонкости и механизмы. Когда же я пришел в сферу православных выставок, и тесно соприкоснулся с тем, что на них происходит, у меня волосы дыбом встали: как э т о может существовать под словом «православная»?! Нужно было срочно менять сам подход.

- С чего вы начали изменения?

- Вместе со мной в «Ставрос» пришла новая команда. Мы стали развивать связи, заключать различного рода партнерства с другими православными и общественными организациями. Например, мы активно работаем с журналом «Фома», сотрудничаем с молодежным движением «Сорок Сороков». Сложив вместе ресурсы каждой из организаций, мы можем реформировать наши выставки и создать по-настоящему значимое православное событие нового формата.

Выставка как место встречи братьев по вере

- И в чем же будет заключаться новизна этого формата?

- Православная выставка должна стать духовно-просветительским, культурным центром. Ведь у нас, по сути, весомых православных центров в Москве и нет… Центр «Покровские ворота», где проходят значимые православные мероприятия, принадлежит католикам, такая вот ирония. И я предложил сделать такой центр на базе выставки. Ведь на нашей площадке можно устроить все, что угодно: встречу, конференцию, концерт. У нас проходит 6 мероприятий в год, каждое длится неделю. Представьте, каким замечательным это событие может стать! Люди могут приходить сюда один, два, три, семь дней – и каждый день их будет ждать новая программа. Это будет место встречи братьев по вере, место завязывания знакомств, дружбы, площадка для обмена мнениями, знаниями… Люди сюда будут приходить и с детьми, причем даже с маленькими: ребенка можно оставить в детской комнате, где его займут развивающими играми.

- Алексей, все это прекрасно, но куда же денутся церковные стенды, ярмарочные ряды? Найдется ли для них место при столь обширной программе? 

- Конечно, найдется. То, что приезжают монастыри и что-то продают – это такой приятный бонус. Москвичи придут на встречу с проповедником или артистом, а попутно осмотрят стенды, познакомятся с географией участников, при желании – требы подадут, купят фермерские продукты и иные интересные товары. Этим же и хороша выставка: здесь можно выполнить и духовные, и практические задачи. 

От ярмарки – к фестивалю 

- Но все же упор будет сделан на духовно-просветительскую часть. Сохранится ли слово «выставка-ярмарка» в названии?

- С 2016 года мы хотим поменять не только формат, но и название. «Ставрос» будет проводить не просто выставку, а целый фестиваль. У нас есть готовая концепция события. Оно будет состоять из нескольких самостоятельных блоков. Так, в киноклубе мы будем показывать фильмы и устраивать обсуждения, причем мы намерены приглашать на эти мероприятия создателей фильмов – режиссеров, актеров, сценаристов. Возродим проект «Звезды читают детям» - когда знаменитости читают хорошую детскую литературу для детской же аудитории. Что-то мы уже сейчас реализуем, например, художественные экспозиции. В октябре у нас прошла выставка известного художника Филиппа Москвитина, в декабре свои работы представили мастера Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.На нашей площадке мы собираемся делать презентации проекта «200 храмов» - это тоже отдельная большая тема. Наши медиа транслируют об этом проекте сплошной негатив. А он же не просто так возник, ведь существуют уже готовые, сплоченные общины, которым нужен свой храм. Об этом всем мы будем рассказывать москвичам. Будет и многое другое – но все секреты пока раскрывать не хочется.

- Но где же брать на это средства, если ярмарка, по Вашим словам, только бонус?

- Вот поэтому мы и не отказываемся от выставки-ярмарки. Просто она уже не будет основным событием, это всего лишь один из паззлов. Хотя – не спорю – это весьма значительный паззл. Ярмарка позволит окупить расходы на аренду, а что касается всего остального – то тут особых денег и не требуется. Фестиваль не задуман как коммерческий проект, он реализуется за счет объединения усилий людей, заинтересованных в создании православного культурного центра. Звезды у нас выступают бесплатно. Тот же отец Иоанн Охлобыстин – он приехал на декабрьскую выставку просто по зову сердца. 

охлобыстин.jpg
Задача – не привлекать публику, а давать возможность

- Расскажите об отце Иоанне, как вам вообще удалось его уговорить?

- Помогли наши друзья из молодежного движения «Сорок Сороков». Тогда как раз вышел фильм «Иерей-сан», и мы позвали отца Иоанна, чтобы он приехал и рассказал о создании фильма. Охлобыстин принял наше приглашение – и, конечно, тема встречи вышла далеко за рамки фильма. Это было потрясающее выступление, я сам его слушал, что называется, с открытым ртом. У меня полностью изменилось отношение к отцу Иоанну. До этого я, как и многие, воспринимал только его медийный образ, который не всегда однозначен и понятен. А у нас он раскрылся совсем по-другому. Было видно, что он чувствует себя среди своих, верующих людей. Это очень цельный человек, с ясными идеалами, с четкими жизненными приоритетами. 

- Да, такие имена, как Охлобыстин, публику, безусловно, привлекут…

- Знаете, мне очень не нравятся слова «привлекать публику». Наша задача не в этом. Мы даем православным людям возможность общения, интересных встреч, духовного просвещения. И об этом мы и говорим: вот, есть такая возможность, будут такие-то люди – приходите. Вход свободный для всех! 

«Мы готовы помогать другим компаниям»

- С тех пор, как ВДНХ закрыл свои двери для православных выставок, «Сокольники» остались единственной площадкой, и теперь тут проходит по 13-16 мероприятий в год.Вас не смущает такая конкуренция?

- Видите ли, мы, как организация, которая управляется Московской Патриархией, не ориентированы на коммерческую выгоду. А потому я не воспринимаю других организаторов как конкурентов. Для нас важно, чтобы все, что связано с Православной Церковью, было красиво. Мы открыты для сотрудничества со всеми компаниями, я лично готов помогать – советами, связями, всем, чем угодно. 

- Даже так?

- Конечно. Я заинтересован в том, чтобы этот выставочный застой, который царит повсюду, наконец-то закончился, и православные выставки начали жить. Я ведь вижу, что и другие организаторы понимают: надо что-то делать, что-то менять, иначе все в конце концов сойдет на нет, люди просто перестанут ходить.

«Наши участники – не клиенты, а партнеры»

- Вы предварили мой вопрос. Вам тоже кажется, что выставочно-ярмарочная тема умирает?

- Да, это видно даже по возрасту посетителей. Ну кто приходит на традиционные выставки-ярмарки? Бабушки, которым особо нечем заняться, и они идут сюда ради развлечения. Люди молодые или среднего возраста зайдут разве что продуктов хороших купить… Поэтому менять надо и формат мероприятия, и его духовное наполнение. На двух последних выставках нам немногое удалось сделать по-новому, где-то 10% от задуманного. А это уже сказалось и на посещаемости, и на атмосфере выставки. Даже сами участники это отметили. 

- Значит, участники не против изменений, их не пугает, что люди будут приходить не к ним за товаром, а на встречи с богословами и знаменитостями?

- Напротив, они приняли наши нововведения с радостью. И потом, мы кардинально изменили отношения с участниками. Для нас они не клиенты, которые должны платить деньги за аренду. Они для нас – партнеры, совместно с которыми мы делаем одно большое дело. На каждой выставке я провожу собрание участников, выслушиваю пожелания, рекомендации, жалобы. Они все равны, и нет такого – кто больше заплатит, тот и получает место получше. Деньги тут вообще ничего не решают. 

- А что решает? Если какой-то храм или монастырь хочет стоять поближе ко входу, как он может это место получить?

- Только одним способом: сделать свой стенд как можно более красивым, интересным и содержательным. У нас есть участники, которые всегда будут стоять впереди, потому что они определяют лицо выставки. А стенды с одними листочками треб, естественно, уйдут назад. И об этом я участникам говорю на каждом собрании: хотите стоять впереди – старайтесь. 

- И как, стараются?

- Вы знаете, да. Выставка приобрела совершенно другой вид. Причем это отметили даже в администрации «Сокольников». Пришли и сказали: у вас чувствуется, что выставка – православная. Это приятно, конечно, но мы только начали и не собираемся почивать на лаврах. В феврале пройдет наш первый фестиваль, где нам, я надеюсь, удастся воплотить все наши задумки.

- Алексей, спасибо за интересную беседу. Желаем Вам Божьей помощи во всех начинаниях! 

Беседовала Ольга Лоза

Город:  Москва
В новости упоминается:  ООО «Ставрос»

Возврат к списку