Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Православная выставка: была, есть и будет?

20.07.2016


Возрождение традиции проведения православных выставок-ярмарок в России началось в 90-е годы. За сравнительно небольшой срок православные выставки претерпели значительные изменения, касающиеся как общих правил организации таких мероприятий, так и самих устроителей выставок.  

Как было и как стало

Правосланвая выставка.jpg

Не так давно три-четыре ярмарки в год в нескольких крупных городах становились центральными культурными и духовными событиями регионов, где они проходили. Из дальних монастырей привозили чудотворные иконы, частицы мощей святых, для поклонения которым выстраивались многочасовые очереди. Набирающая популярность монастырская продукция, приемлемые цены, растущий интерес к развивающемуся православному выставочному движению с лихвой окупали затраты экспонентов на участие в выставке, а также аренду помещений и работу организаторов. Но, как известно, повышение спроса неизменно влечет за собой рост предложений. Область, связанная с православными выставками, не стала исключением. Количество коммерческих и некоммерческих организаций, специализирующихся на проведении выставок только православной направленности или в составе выставочной работы в других сферах, стало увеличиваться в геометрической прогрессии. География выставочного движения охватила практически все российские регионы. В последние годы пытались даже организовать православные выставки в некоторых городах Европы, хотя пока такие попытки не привели к особо впечатляющим результатам.  Наряду с богобоязненными устроителями выставок стали появляться и нечистоплотные организаторы, которые "прославились" в народе дурной славой покровителей сектантов и "ряженых". Достаточно вспомнить хотя бы скандальную историю, связанную с московскими "выставочниками", приютившими у себя "бога Кузю". Эти факторы, а также возникающее недовольство некоторых священников местных епархий, подсчитывающих финансовые убытки из-за наплыва представителей других монастырей и храмов, повлекло ужесточение правил проведения православных выставок со стороны руководства Русской Православной Церкви. Появились ограничения на продажу свечей, кагора, перестали привозить из других епархий чудотворные святыни. Да и сами участники выставок стали более избирательно относиться к выбору выставочных объединений, с которыми предстоит работать. Еще больше усложнилась ситуация (в плане окупаемости затрат на организацию и участие в выставках) из-за экономического кризиса в стране.  Часто проводимые православные  выстави - ярмарки, снижающаяся покупательская способность населения при растущих организационных затратах заставили устроителей задуматься о том, как повысить своё конкурентное преимущество и выделиться среди идентичных мероприятий.

Что делать и кто виноват

Festival-Artos-foto-Vladimira-Eshtokina.jpg

Этот вопрос стал всерьез беспокоить многих руководителей выставочных объединений. Самые неразумные, как полагается, начали с кадровых перестановок, увеличения количества проводимых выставок, сокращений расходов на рекламу и всяческой, не всегда оправданной, экономии. Другие увидели в происходящем более серьезные причины. Например, в авторском материале, опубликованном на одном из порталов в сети интернет, организатор московской ежегодной православной выставки "Сорок сороков" и председатель оргкомитета фестиваля "Артос" Алексей Токарев поразмышлял о том, почему необходим пересмотр существующего формата православных выставок-ярмарок. По мнению Алексея, из-за происходящих за последние 20 лет в Церкви и в самом обществе изменений - за которые по всей стране открылось множество храмов, в разных информационных источниках появился широкий выбор православного контента, возродились паломнические службы - интерес к православной выставке, как к центральному событию в культурной и общественной жизни, упал. При этом сам формат выставочных мероприятий не адаптировался к происходящим изменениям, застряв на уровне 90-х. Для того, чтобы такие православные выставки-ярмарки были актуальными и не скатились к "специализированным" торговым рядам, необходимо постоянно вносить что-то новое в свои проекты, ориентироваться на достижения качественных культурных мероприятий, проходящих в городе. Именно поэтому руководство выставочного объединения "Ставрос" решило переставить акценты и организовывать не культурно-просветительскую программу в рамках своих православных выставок, как делают большинство других устроителей, а сделать центральным событием большой православный фестиваль, частью которого стала бы выставка-ярмарка. В мае этого года в "Сокольниках" уже прошёл второй такой фестиваль под названием "Артос". Среди специальных гостей фестиваля был популярный российски певец Авраам Руссо. Осталось понаблюдать, что будет дальше, и скажется ли положительно это "переформатирование" на  православных выставках-ярмарках, проводимых "Ставросом".

Интерактивная выставка Православная Русь.jpg

Еще один пример того, как нужно повышать посещаемость и интерес общества к православным выставкам, продемонстрировал ВЦ "ВетролЭкспо". В официальном пост-релизе компании сообщалось, что завершившаяся в конце мая в Ростове-на-Дону выставка-ярмарка "Православная Русь" побила рекорд посещаемости. За шесть дней на выставке побывало более 33 000 человек, что превысило показатель предыдущего года почти на 40%. Интересно, что каждый второй гость провёл на выставке не менее 3-4 часов. По словам организаторов: "Любые рекорды посещаемости формируются исходя из интересного предложения. Мы стараемся на каждую выставку привезти значимую святыню". В этом году центральной святыней стала чудотворная икона Божией Матери "Всецарица" со святой горы Афон, также были привезены икона Св. Пантелеимона с мощами, мироточивая икона Божией Матери "Умягчение злых сердец" и другие иконы.  Конечно, прибытие редкого и особо чтимого образа с частицей мощей, например, с Афона или из Иерусалима, всегда привлекает большое количество верующих (к слову, не каждая компания, в условиях ужесточения правил проведения выставок, может привезти для поклонения особо чтимые чудотворные иконы или мощи). Но это не единственная причина повышения интереса со стороны посетителей. Директор ВЦ «ВертолЭкспо» Сергей Шамшура на пресс-конференции отметил, что "с каждым годом выставка «Православная Русь» набирает обороты... мы совершаем прорыв, представляя новые интересные проекты, которые вызывают здоровый ажиотаж". В этом году таким проектом выставки стал мультимедийный интерактивный зал, устроенный по типу нашумевшей экспозиции "Романовы. Моя история". Главной темой нового проекта  организаторы объявили 1000-летие присутствия русских монахов на святой горе Афон: посетители смогли совершить виртуальное паломничество в мужской монастырь Ватопед в формате 3D, полистать древние книги на больших сенсорных экранах и  т.д.  Значимость интерактивной экспозиции высоко оценил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, а также чиновники,  которые посетили выставку.

Примеров того, что придумывают выставочные компании, чтобы выжить в сложившейся ситуации, много. Особенно трудно приходится организациям, которые проводят выставки в городах - милионниках. Во-первых, удивить жителей таких городов сложнее. Во-вторых, в больших городах процветает так называемое "почкование" выставочных компаний, когда обучившиеся выставочному делу сотрудники крупной организации решают отделиться  и стать самостоятельными. Такими действиями они не только дискредитируют устроителей православных выставок, но и создают массу головной боли как своим конкурентам, так и себе. Кроме того, в последнее время участились случаи, когда сами епархии не видят необходимости в "посредниках" и пытаются найти собственные ресурсы для проведения у себя таких мероприятий. Во всей этой ситуации очевидно одно: сегодня православное выставочное движение находится в очень сложном положении. Может ли спасти православную выставку от вымирания пересмотр политики Русской Православной Церкви в отношении таких мероприятий, взаимное уважение между "выставочниками", изменение самого формата выставок? Этот вопрос, пожалуй, уже становится риторическим.

P.S.

Керчь Православная ярмарка.jpg

Весной в Керчи по благословению Митрополита Феодосийского и Керченского Платона инициативная группа Общества православных педагогов совместно с молодёжью из разных храмов города и местным Домом культуры провели православную выставку-ярмарку. Здесь нашлось место и продаже различных товаров, и народным гуляниям, и культурной программе, и благотворительности. Усилиями волонтёров и неравнодушных людей в Керчи на Светлой седмице был настоящий праздник. "Хочется верить, что этот наш первый опыт был удачным и что пасхальная ярмарка на Светлой седмице станет традиционной в нашем городе ", - надеется координатор мероприятия. Как говорится, пока титаны бьются, свято место пустым не останется.

Ольга Атаева



Возврат к списку