Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Православная выставка – благо или вред для православного человека?

Православная выставка – благо или вред для православного человека? 16.06.2017

В начале июня в Петербурге прошла Седьмая «Троицкая Православная выставка». В этом году в выставке впервые принял участие один из самых известных и почитаемых в православном мире монастырей - Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Насельник обители игумен Хрисанф (Лепилин), возглавивший делегацию из монастыря, рассказал в интервью нашему порталу о своём отношении к православным выставкам и об участии в них.

 

Отец Хрисанф, расскажите, пожалуйста, о своём первом впечатлении от участия в  выставке. Что вы думаете о таком формате православных мероприятий?  

Выставка может смущать некоторых людей по причине своей многосторонности. Здесь есть всё: привезённые святыни, продукция народных промыслов, продукты питания. Впечатляет то, что здесь представлена вся жизнь человека целиком, начиная от общения с Богом и заканчивая простыми бытовыми вещами. Такая многогранность выставки нисколько не противоречит христианскому образу жизни, потому что наш быт жизнью христианской и освящается, начинает называться укладом, то есть одухотворённым бытом. Эта выставка ярко свидетельствует о том, что всё в жизни христианина может быть хорошо: и молитва, и любое другое повседневное проявление его жизни. Когда ты видишь это - осознаёшь важность нашего совместного общения. Таким образом, проявляется наша соборность, наше единомыслие. Это очень важно и, конечно же, радует.

Многие, наоборот, критикуют православные выставки  именно за то, что здесь соседствует и молитва, и церковная утварь, в то же время продовольственные товары. Как вы считаете, есть ли в этом что-то такое, что может оттолкнуть православного человека?

По моему личному мнению очень важно, что всё это находится в одном пространстве. В жизни христианина освящается всё: его высокие устремления к Богу (всё начинается с молитвы), душевное утешение (литература, общение), телесность тоже. Почему нет?! Разве мы не живём в теле?! Мы должны его правильно питать. Здесь, на этой выставке предлагаются натуральные продукты, показывается народное лечение. Подчеркну, что не вижу противоречия в том, что здесь всё вместе. В нашей жизни так и есть: мы и молимся, и общаемся, и кушаем. Нас же не смущает то, что мы это делаем почти одновременно. Вот и соборное церковное дело. Мы приходим на выставку, начинаем день с молитвы, а потом занимаемся повседневными вопросами… Я стараюсь найти противоречия в этой многогранности выставки, но не нахожу. Но это моё личное мнение.

Как вы думаете, каким храмам и монастырям было бы особенно полезно поучаствовать в таких выставках?

Уклад  монастырской жизни не позволяет наблюдать за какими-то определёнными обителями и приходами. Если по содержанию, то была такая оценочная мысль, что на православную выставку наряду с успешными и серьёзными монастырями, приходами, церковно-общественными организациями можно приглашать и совсем небольшие неизвестные монастыри, представителей малоизвестных приходов, для того чтобы с помощью этой выставки они могли приобретать известность, нарабатывать опыт общения, повышать качество продукции. Я считаю, что на таких больших выставках стоит совмещать как общеизвестные церковные единицы, так и малоизвестные, чтобы они подтягивались.

Несколько лет назад Патриархом Кириллом была утверждена резолюция о том, что не благословляется приносить на выставки особо чтимые святыни, чудотворные иконы, мощи, которыми известны те или иные монастыри и храмы. Как вы считаете, в чем причина такого ограничения?

Мы хорошо знаем, что всякая власть в первую очередь подлежит критике, а не поддержке. Это и в нашей церковной среде бывает, и вообще везде. Но в нашей церковной среде поспешная критика церковной власти вызывает уныние, потому что у нас, казалось бы, не должно такого быть. Однако, к сожалению, бывает.

Конечно, это характерный случай заботы церковной власти о церковной полноте. Здесь вопрос не только в том, чтобы не тревожить святыни. Очень важно понимать, что если, допустим, чудотворная икона «Умиление» или «Успение Пресвятой Богородицы» стоит в Псково-Печерском монастыре конкретно в каком-то месте, то в этом проявляется воля Пресвятой Богородицы. И когда мы её будем переносить, перевозить, начнётся житейское рассеяние. Я не уверен, что Матери Божией будет угодно всё это. Наоборот, постоянно и непрерывно находящаяся в стенах святой обители святыня призвана привлекать в обитель народ. В этом миссия церкви и состоит. Я не говорю о том, что в народ идти не нужно. Я не об этом. Миссия церкви состоит в том, чтобы народ подтягивать. В данном случае великие святыни отвечают миссии церковной, потому что ради них человек предпринимает некоторый подвиг, делает  над собой усилие, приезжает в святую обитель. Для церкви полезно напряжение жизни, проявляющееся, в том числе, в подготовке к поездке в святое место, к святыням. Можно ли представить, написал бы свою повесть Иван Сергеевич Шмелёв «Богомолье», если бы мощи прп. Сергия Радонежского перевозили бы туда-сюда. У нас не всегда бывает духовное рассуждение…  

Я обратил внимание, вот грузины тоже издалека приехали. Они с собой привезли копии святынь. Таким образом, мы вместе с организаторами даём возможность прикоснуться к культуре, к эстетике, к молитве перед, скажем так, копией этого образа. Какая разница, в канонах же указывается, что икона может быть и такой, может быть так или так изготовлена. Главное, чтобы она не портилась. Самый главный критерий, чтобы не было унижения святыни и порчи. Люди смотрят на это (прим.ред.: на икону), на красоту, они понимают. Никому же не надо объяснять, что это отражение чудотворной иконы, её часть. У простых людей от того, что они прикасаются не к самой чудотворной иконе, а к её части, противоречий не возникает. Они, наоборот, благодарны Богу за то, что при невозможности, может быть, приехать в обитель, они имеют возможность прикоснуться и увидеть Отражение.           

По нашим наблюдениям, основной категорией посетителей православных выставок являются люди среднего и старшего возраста. К сожалению, молодёжь меньше посещает такие мероприятия. Как вы считаете, почему молодых людей мало интересуют православные выставки?

Если сумничать, то молодых отталкивают от таких мероприятий особенности их возрастной психологии. Им нужна динамика, яркость, им нужно деятельное соучастие в процессе. Людям среднего и старшего возраста нужен покой, совсем другие вещи. И если говорить вот в таком ключе, то сегодняшняя выставка и подобные ей – для устоявшихся людей, с жизненным опытом. Я в этом не вижу ничего неестественного, потому что мы говорим о закономерности. Что сделаешь?! Возможно, стоит привлекать молодёжь чем-то, что было бы им близко: соучастием, сотрудничеством, динамикой какой-то. Можно, конечно, придумывать средства или язык деятельности, с помощью которого стоит обращаться к молодёжи. Но этим надо отдельно заниматься.

Какой вы видите главную цель участия Псково-Печерского монастыря в выставке?  

Основная цель – возвышение духа человеческого. Если мы определяем задачей рассказ об обители, то мы рассказываем о ней не просто, знакомя с её исторически особенным путём, с архитектурой, с чем-то ещё. Рассказ об обители призван достичь цели возвышения духа человека, желания лучшего, подвига. Несмотря на то, что Печоры – это очень простая обитель по своему укладу, но это обитель подвижников. Послевоенное поколение – прошедшие войну и пришедшие в монастырь люди – были великими подвижниками. Вот этот вот отзвук, эхо, свидетельство их жизни, которое мы можем передать, - это возвышает людей, помогает им жить лучше. Может быть, кто-то приедет в обитель и в ней останется. Два-три человека среднего возраста за эти четыре дня уже подходили и спрашивали, как это можно сделать.

Отец Хрисанф, сердечно благодарим вас за уделённое нам время и надеемся на новые встречи на площадках православных выставок.

 

Беседовала Ольга Атаева




Город:  Санкт-Петербург

Возврат к списку



Яндекс.Метрика