Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Православные выставки: торговля или общение? У православных выставок-ярмарок есть перспективы

4 ноября в Москве в десятый раз открывается выставка-форум «Православная Русь». В отличие от многих предыдущих, на нынешней выставке не будет ярмарки, это чисто просветительский проект. Между тем сама идея православных ярмарок за последние годы прочно прижилась в народе. И хотя кто-то их критикует, кто-то высмеивает — а посетителей и покупателей становится все больше. Что здесь ищут люди? И насколько проходящие по всей стране ярмарки соответствуют ожиданиям?



Барахолки для верующих


В московском метро круглый год слышны рекламные объявления о православных ярмарках. «По завету князя Даниила», «Вербное воскресенье», «Святыни России», «Рождественский дар» — фактически это одна и та же постоянно действующая ярмарка на ВВЦ. Здесь всегда шумно, тесно и страшновато. Мед, варенье, икру накладывают покупателям из открытых ведер, над которыми очередь машет рукавами. Юбки, сарафаны и прочие атрибуты «православного» гардероба примеряют за занавесками прямо на стенде, а то и напяливают поверх той одежды, в которой пришли. Стоя босиком на картонке в фольклорном платье, натянутом поверх джинсов, смотрятся в склеенное скотчем зеркало в руках у продавщицы — все как на диких вещевых рынках вроде «Лужников» или «Черкизовского». На многих стендах вывешен прейскурант на поминовения: сорокоуст, проскомидия, «40 псалтирей». Торгуют здесь, среди прочего, брошюрами о телегонии, «житиями стариц» и «пророчествами старцев», народными акафистами, святой водой, маслом, свечами, ладаном. Бойко идет торговля «именными кирпичиками», популярны молитвы «об убиенных младенцах», на ценниках значится «1 младенец — 200 р.». У стоящих в проходах раскладных аналоев странные священники совершают исповедь «не отходя от кассы». Шмыгают нищенки-побирушки. Над всем этим разносятся из динамиков песнопения и заунывные песни православных бардов. И все равно сюда идут посетители, и не только те, на которых рассчитана вся эта обрядоверческая мишура. Здесь можно купить книги православных издательств без накруток, найти симпатичные подарки к праздникам, откопать уникальные винтажные платья — из дореволюционных крестьянских и мещанских сундуков. Это специфическая барахолка, блошиный рынок, где, покопавшись, одурев от духоты, шума и созерцания абсурда, можно наткнуться на удивительные вещи.

Единое пространство


В сводном календаре православных выставок-ярмарок в 2011 году их числится чуть менее ста, география проведения — от Калининграда до Читы, Сургута, Улан-Удэ. Причем выставочным движением охвачены не только крупные города: наряду с Москвой, Екатеринбургом, Новосибирском в календаре значатся Таруса, Городец, Балахна, Бор. Количество посетителей выставок в некоторых городах (например, в Екатеринбурге) достигает, по данным организаторов, 70 тысяч человек за неделю работы. Любопытные данные приводят организаторы выставки «Православная Русь» в Перми в 2010 году. Выставку посетили 32 тысячи человек, среди которых был проведен опрос. По данным этого опроса, основной целью посетителей было «приобретение товаров по православной тематике», предпочтение было отдано: 26,1% — православной и духовной литературе, 23,5% — иконам, 27,8% — меду, 12,6% — народным промыслам, 3,5% — одежде для православных прихожан. Организаторы также отметили, что «по сравнению с прошлыми годами значительно увеличилось количество посетителей, желающих поговорить с духовными лицами».

По сути, сегодня именно эти выставки стали настоящими общецерковными мероприятиями. Они формируют некую народную повестку дня, единое информационно-коммерческое пространство. Сильная экономическая составляющая нивелирует возможность навязать программу сверху: спрос рождает предложение. Несмотря на то что везде существует региональная специфика, ассортимент товаров и атмосфера этих выставок схожи во всех городах, а количество их посетителей позволяет замерить реальный уровень интереса к Православию в регионах. О качестве этого интереса разговор отдельный, но поле приложения катехизаторских усилий налицо. Усредненный портрет посетителя православной выставки в регионах дает представление о сегодняшней пастве Русской Православной Церкви.

На высшем уровне


Все ли ярмарки похожи? И да, и нет. В Москве был задан еще один важный тренд. Самая респектабельная православная выставка, которая ежегодно проходит на самых престижных столичных площадках, — «Православная Русь». Десять лет назад, когда руководство петербургского выставочного объединения «Рестэк» решило попробовать провести в Москве выставку, аналогичную той, что с успехом проходила в Петербурге, поддержку оказал ОВЦС, а митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил оргкомитет. Теперь соорганизаторы выставки — Московская Патриархия и компания «Рестэк», официальную поддержку оказывают Администрация президента, Правительство РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство Москвы. Первые годы эта выставка проходила в «Гостином Дворе» просто как приличная православная выставка, где торговля занимала важное, но не главное место, а центральные ряды были отданы стендам синодальных отделов и епархий, образовательным и просветительским проектам. В 2005 году на «Православной Руси» даже состоялась премьера литературно-музыкальной постановки композитора Алексея Рыбникова «Время молчать, время говорить». В 2006-м выставка пережила ребрендинг и смену концепции. С тех пор она называется выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства!» и стала одним из основных церковно-государственных мероприятий, приуроченных к новому празднику 4 ноября. Слово «форум» в названии означает, что помимо экспозиции на выставке проходят дискуссии, круглые столы, концерты, конкурсы и фестивали. Традиционно в центре «Православной Руси» каждый год выставляют чтимую чудотворную икону. Таким образом, выставка претендует быть крупным церковно-общественным мероприятием со значительной государственной составляющей. Дважды вместе с Патриархом выставку открывала Светлана Медведева, на каждой церемонии открытия присутствуют до десяти чиновников в ранге министров и руководителей департаментов. По аналогичной схеме стали строиться православные выставки в других городах: соорганизаторами выступают епархия и выставочная компания, широкую поддержку оказывает местная администрация, на открытии присутствует губернатор или глава города. К выставке приурочены просветительские мероприятия, концерты, киносеансы, встречи с духовенством. Во многих регионах такие выставки становятся действительно важными культурно-общественными событиями, местом встречи епархии и общественности.

Место встречи для мирян


Православные выставки решают разные задачи. Для монастырей, подворий и других хозяйств это возможность реализации своей продукции, как ярмарка меда для пчеловодов. Для ювелирных, иконописных, колокольных мастерских, золотошвейных и плотницких артелей — площадка для установления контактов, завязывания отношений с потенциальными клиентами, переговоров. Здесь можно провести аналогии с крупными книжными ярмарками, которые служат местом встреч издателей с литературными агентами и подписания контрактов. А для посетителей возможность купить книги, подарки детям, монастырские пирожки и пряники сочетается с желанием узнать что-то новое, послушать священников, писателей, общественных деятелей «из телевизора».

При обсуждении будущего «Православной Руси» часто звучало мнение о необходимости вовсе исключить коммерческую составляющую: убрать торговлю и оставить только презентационные стенды и культурно-просветительскую программу. Организаторы десятой, юбилейной, выставки пошли именно по этому пути, заменив торговые ряды благотворительным базаром.

Можно ли в принципе в будущем исключить торговлю из православных выставок и нужно ли это делать? Думаю, что в таком случае, во-первых, существенно снизится количество посетителей, а во-вторых, уйдет ярмарочность, создающая праздничную и непринужденную атмосферу. Концепция развития выставки именно как форума разбивается о необходимость серьезной работы с аудиторией, реальной и потенциальной. Велико желание взять лучшее у подобных европейских мероприятий — немецких «Кирхентагов» или итальянского «Римини-митинга» — и механически перенести на российскую почву. Но механически не переносится. Если говорить, например, о Rimini Meeting («Встречи в Римини»), то этот гигантский католический форум, который в 2011 году проводился в 32-й раз, посещает за неделю почти миллион человек. Здесь практически нет торговли, если не считать пару десятков лавочек, представляющих монастырскую продукцию и сувениры из разных стран, от Африки и Южной Америки до Скандинавии. Но зона торговли на Rimini Meeting явно не является самой посещаемой. Больше всего народу ходит на выставки и встречи. Так, в этом году на привезенную из России выставку о Борисе Пастернаке приходило по три тысячи человек в день. Все они группами по 40-60 человек слушали экскурсию по выставке, проведенную экскурсоводом-волонтером, и смотрели мини-спектакль, основанный на стихах Пастернака. А на лекции филолога и богослова Ольги Седаковой о христианстве в творчестве Пастернака был битком зал, рассчитанный на шесть тысяч человек, многие стояли в проходах. Такие же аншлаги были на выставке об английском кардинале Генри Ньюмане, перешедшем в католицизм из англиканства в викторианскую эпоху, на лекциях о геноме человека, свойствах атома и перспективах христианской политики.

Как итальянцам это удается? Ключевое слово здесь — добровольчество, волонтерство. Rimini Meeting организован крупнейшим мирянским движением внутри Католической Церкви — Comunione e Liberazione. Его члены проводят этот форум для себя, друг для друга и — главное, и они сами так это формулируют — для Христа. Так они понимают свое христианское служение. Более двух тысяч человек, в основном молодых, на свои средства приезжают в Римини, оплачивают жилье и питание и трудятся на Rimini Meeting водителями, уборщиками, экскурсоводами, переводчиками, сопровождающими гостей, официантами. В обычной жизни они студенты, служащие, менеджеры, учителя. Так же добровольно работают и организаторы. При этом «Митинг» является престижной независимой площадкой и для политиков, и для общественных деятелей, и для священноначалия. В 2011 году на открытие приезжал президент Италии Джорджо Наполитано, несколько лет назад был Берлускони, регулярно бывают сенаторы и губернаторы — члены Comunioine e Liberazione. Интерес сотен тысяч людей к сложным культурным и общественным проблемам, уровень общения и качество диалога — вот что поражает на европейских форумах больше всего. Как сформировать такую аудиторию в России — вопрос открытый.

Вероятно, православное выставочно-ярмарочное движение в России будет развиваться по другому пути. Пока в российской общественно-политической и церковной ситуации такие проекты, как в Италии или Германии, просто невозможны. Прежде всего это связано с общим недоверием к крупным инициативам мирян и отсутствием сообществ, желающих выступить с такой инициативой не из политического или идеологического интереса. И если это так, то пока в России не стоит пренебрегать торговлей: пусть ярмарочный дух оживляет официальные мероприятия и делает их более человечными.

Ксения Лученко
Журнал "Нескучный сад"





Возврат к списку



Яндекс.Метрика