Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Запрещая фотографировать стенды, организаторы выставок нарушают Основной Закон РФ

Запрещая фотографировать стенды, организаторы выставок нарушают Основной Закон РФ 18.10.2015

Нередко посетители православных выставок сталкиваются с ситуацией, когда попытка сфотографировать понравившийся стенд или общий план выставки резко пресекается охраной или администрацией выставки. При этом фотографу часто устраивается настоящий «допрос» - кто он, что делает и для какой цели ему нужны фотографии.

 

Разумеется, такое отношение к посетителю с фотоаппаратом не добавляет в копилку имиджа выставки и не делает чести администрации. Но речь сегодня не об этом. Запрещая фотографировать стенды, организаторы выставки нарушают Конституцию. И если посетитель попадется юридически грамотный, выставочная компания за эти действия может попасть под суд.


Комментирует юрист портала «Православная выставка» Татьяна Московка:

 

 Запрет на фотографирование в магазинах или на выставках – достаточно распространенное явление. Взглянем на эту ситуацию с точки зрения действующего российского законодательства.

1.    Основной закон страны – Конституция – гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (гл. 2 ст. 29 п. 4).

2.    Ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Ст. 9 вышеупомянутого закона гласит, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3.    В соответствии со ст. 8 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на получение  информации о товарах и продавце, а также об услугах и тех, кто эти услуги оказывает. Как именно эту информацию будет получать потребитель это его личное дело: можно записать, запомнить, надиктовать на диктофон или сфотографировать и т.д. Кроме этого, статьей 16 данного закона закрепляется недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя по сравнению с правилами, установленными правовыми актами. А поскольку «потребителем» считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и «имеющий намерение» это сделать, то данный закон действует уже с того момента, когда Вы только вошли в магазин с этим намерением. Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 Закона, принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно.

4.    Запрет на фотографирование подпадает под действие пункта 1 статьи 19 КоАП  о самоуправстве.

    

Какие основные аргументы приводят сотрудники магазинов и организаторы выставок и насколько они правомерны, рассмотрим ниже.

фотограф.jpg


1.    Аргумент: Запрет на фотосъемку – внутреннее правило магазина. Контраргумент: Внутренние правила организации распространяются исключительно на сотрудников этой организации, посетители и покупатели к таковым не относятся, следовательно, подчиняться внутренним правилам не обязаны. Кроме того, если на двери магазина висит значок в виде перечеркнутой фотокамеры, запрет на фотографирование обязательно должен быть прописан в Уставе юридического лица. Если данной информации в Уставе нет – размещение подобной картинки может быть расценено как самоуправство в соответствии со статьей 19.1 КоАП РФ.

2.    Аргумент: Организация по закону имеет право самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). Контраргумент: Запрет на фотографирование нарушает ряд законодательных актов, в том числе закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3.    Аргумент: Информация о внешнем виде, цене и прочих характеристиках товара является коммерческой тайной. Контраргумент: Согласно ст. 3 Федерального закона № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации. Для ввода режима коммерческой тайны необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего – принять меры по охране конфиденциальности информации, такие как ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

Предметы, находящиеся в общественных местах не могут быть тайной по определению. Для того, чтобы какая-то информация стала тайной, к ней нужно, прежде всего, ограничить доступ. Кроме того, вся информация о товарах, которую продавец предоставляет покупателю, представляет собой так называемую «публичную оферту», описанную в статье 437 ГК РФ. Доступ к информации, входящей в состав такой оферты, должен предоставляться неограниченному кругу лиц, поэтому она, в соответствии с законом «Об информации…» является общедоступной. То, с помощью чего покупатель будет фиксировать и обрабатывать такую информацию, владелец заведения регламентировать не может.

4.    Аргумент: Фотографирование нарушает авторское право. Контраргумент: Если произведение, охраняемое авторским правом, находится в месте, открытом для свободного посещения, то его фотосъемка разрешена статьей 1276 ГК РФ.

5.    Аргумент: Снимать запрещено, потому что в кадр может попасть товарный знак магазина, что означает его незаконное использование. Контраргумент: Согласно статье 1484 Гражданского кодекса РФ, под использованием товарного знака понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п. Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца товарного знака на этапе фотосъемки невозможно.

6.    Аргумент: При фотографировании в кадр могут попасть люди, как другие посетители, так и персонал, что нарушает их права на собственное изображение. Контраргумент: Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина, не запрещает получения таких изображений. Охраны «изображения собственности гражданина» закон не предусматривает. Нарушить вышеуказанную статью можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.

7.    Аргумент: Сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на неприкосновенность частной жизни. Контраргумент: События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.

 

 

Что делать в случае, если персонал или охранники предпринимают активные действия для запрета фотографировать?

охрана.jpg


1.    По закону охранник вправе применить физическую силу, чтобы предотвратить преступление. Но если дело дойдет до судебного разбирательства, суд должен учитывать, соразмерны ли действия охранника ущербу, от которого он пытался уберечь выставочный павильон.

2.    Если охранник отказывается пропустить Вас в выставочный зал с фотоаппаратом, позовите администрацию и выясните — кто дал охране такое право? В каком законе написано, что на выставку запрещено входить со своими личными вещами? Скорее всего, сотрудники начнут ссылаться на внутренние инструкции — напомните, что никакие инструкции не могут противоречить законодательству и подчиняться им обязаны только лишь сотрудники предприятия. Гражданский кодекс не позволяет администрациям магазинов и других общедоступных предприятий выдумывать собственные правила.

3.    Если охранник запрещает фотографировать товары, ссылаясь на правила магазина, он нарушает Ваше конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Первым делом можно попросить его предъявить личную карточку охранника – этот документ должен быть у каждого сотрудника ЧОПа. По закону охранник обязан предъявить вам документ. Запомните имя и фамилию охранника. Спокойно объясните собеседнику, что его ввели в заблуждение, и никакие внутренние правила не могут запрещать вам фотографировать. Если видно, что охранник очень серьезно относится к авторитету начальства, сошлитесь на премьер-министра Дмитрия Медведева, который еще в 2013 году выступил против запретов на фотосъемку в магазинах и других публичных местах. Если все совсем плохо, пригрозите судом – практика по таким делам существует.

4.    Если от Вас требуют удалить снимки или еще хуже – требуют на время отдать фотоаппарат, чтобы сделать это самостоятельно, приводите изложенные здесь доводы в пользу незаконности запрета фотосъемки и незаконности данных требований. Соглашайтесь это сделать только после вызова полиции и документирования как самого нарушения фактом фотосъемки, так и процесса удаления фотографий. Что касается передачи фотоаппарата, то это возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и решением суда и на данную ситуацию не распространяется. Дабы избежать накала страстей, можно также продемонстрировать включение диктофона (в т.ч. в телефоне) для записи собственных слов, или имитировать звонок другу, которого просить включить запись телефонного разговора. Как правило, те кто, выдвигает Вам незаконные требования, знают об этом и боятся любой публичности, скорее всего Вас просто немедленно отпустят.

 


Возврат к списку



Яндекс.Метрика