Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Игорь Матвеев: «Мы заинтересованы приносить благо Церкви»

Игорь Матвеев: «Мы заинтересованы приносить благо Церкви» 10.04.2013
Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию интервью с руководителем Творческого объединения «Духовное наследие» (Санкт-Петербург) - одного из организаторов православных выставок в России, проводящего выставки в Санкт-Петербурге, Казани, Твери.
Администрация ТО «Духовное наследие» всегда, еще задолго до последних
заявлений представителей светской и церковной власти, ратовало за грамотный, но обязательный, контроль православных выставок. Именно поэтому редакция портала «Православная выставка» и обратилась к директору «Духовного наследия» Игорю Матвееву за комментариями по поводу всех последних событий, связанных с православными выставками. Итак, слово Игорю Валерьевичу.
- С момента возникновения православных выставок перед ними ставились духовно-просветительские цели. Об этом говорил Патриарх Московский и Всея Руси в своих выступлениях. И именно такое назидание мы получили от Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, когда несколько лет назад пришли к нему с идеей начать организовывать православные выставки.
Любое благое дело может быть испорчено плохим отношением и исполнением. Поэтому в сегодняшней ситуации вокруг выставок виноваты сами организаторы этих православных выставок. С одной стороны, наша задача заключается в том, чтобы в современных экономических условиях, без привлечения спонсоров, провести крупное, одновременно и культурное, и торговое мероприятие. При этом оно должно понравиться как посетителям, так и участникам. И с другой стороны, на нас лежит духовная ответственность, связанная с тем, что это мероприятие должно способствовать просвещению людей. И отбор экспонентов здесь очень важен. Всегда нужно помнить, что ко многим участникам – священнослужителям, монахам, послушникам – обращаются не только по поводу приобретения товара, но и за советом, духовной помощью. А на месте многоопытного священника, предлагающего мед со своей пасеки, при отсутствии должного контроля со стороны организаторов вполне может оказаться мошенник, купивший в Софрино крест и подрясник. Или им может быть сектант, который сам провозгласил себя священнослужителем, знает пару церковных слов и на этом основании утверждает, что представляет какой-то храм или монастырь. И тогда беседа с таким участником выставки будет не просветлением, а поистине затемнением.
Недальновидные организаторы пытаются сэкономить на отборе, и берут на выставку всех, не проверяя ни документы, ни самих участников. И здесь надо сказать, что даже «выставочники», которые занимаются светскими выставками – ювелирными, нефте-газовыми, и др. – всегда наводят справки о своих участниках. Никто просто с улицы не может попасть в число участников выставки, которые проводят ведущие выставочные объединения России и мира, если не докажет свою авторитетность.
Но ряд организаторов православных выставок и ярмарок живут одним днем. Им не хочется тратить время и средства на «имиджевую чистоту» своего мероприятия. По их мнению, можно сегодня допустить кого угодно, с каким угодно некачественным или бракованным товаром, людей, выдающих себя совершенно не за тех, кем являются…
Организаторы этих православных выставок страдают теми же болезнями, какими страдает вся хозяйственная жизнь современной России. Это временщичество, ощущение, что тебе сегодня дали поработать, а завтра у тебя снова это право отберут, и самое главное сорвать куш здесь и сейчас.
Какой ущерб приносит жулик на православной выставке? Он не только портит мнение о выставке у покупателей, обратившихся к нему, но и вредит порядочным участникам и организаторам. К тому же, тень от таких православных выставок с сомнительными участниками падает и на Церковь. Выставка-ярмарка - это в наше время одно из немногих, широко известных и разрекламированных мероприятий со словом «православная». Плохо, хорошо ли пройдет выставка – все это будет ассоциироваться с Церковью. И конечно, мы заинтересованы, чтобы приносить благо Церкви, а не создавать обратную ситуацию.
Касательно последних событий и публикаций… Мы поддерживаем то, что Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского занялся вопросом жульничества и сектантства на выставках. Но есть несколько замечаний. В статье «Как попасть в секту справославной ярмарки - секта бога Кузи» автор обозначает (где-то прямо, а где-то косвенно) такие признаки представителей секты бога Кузи, как наличие треб, большого количества вывесок о них, или отсутствие товара. Но данная ситуация возможна и с честным монастырем или храмом. Перечисление типа молитв и прошений во многом сделано для удобства и информирования, и связано с неграмотностью приходящих на выставку невоцерковленных православных. Им такие надписи помогают ориентироваться. Тем более существуют самые разные требы, например, о ниспослании дождя, или об избавлении урожая от саранчи и т.д. Кому-то может показаться это глупостью, но такие требы в требнике есть. И наличие треб является не «родовыми» сектантскими признаками, а признаками любого монастыря или храма, который не может предоставить большого объема товарной продукции.
Нас, как организаторов, конечно, более интересуют монастыри и храмы, производящие свою продукцию, но мы видим, что заказ молебнов в отдаленный монастырь также вызывает интерес у верующих. Поэтому нельзя автоматически приравнивать «требный» монастырь к жуликам. В Петербург, к слову, часто приезжают представители монастырей и храмов из отдаленных регионов России и даже мира. Из-за удаленности они могут взять с собой только легкую утварь – этим и объясняется отсутствие крупных товарных групп у них на стенде, и вовсе не является однозначным признаком секты или жулика.
Не могу не упомянуть и о молодежном движении, которое смело назвалось «Божья Воля». Мы рады, что и они обратили внимание на православные выставки, но нужно добавить, что тот уровень эмоционального накала, с которым они работают, может смутить не только сектанта или жулика, но и добропорядочного участника выставки. Не знаю, как бы я реагировал, если бы они пришли на нашу выставку. Люди, которые сразу начинают от тебя что-то требовать, не представившись, не объяснив целей и своих задач, ставят в непростое положение организаторов выставки. Также они ставят в сложную ситуацию реально существующие храмы и монастыри. По моей информации, на православной выставке в ВВЦ ими был закрыт стенд Нило-Столобенской пустыни. Представителей этого монастыря приняли за сектантов.
Мы, безусловно, рады, что официальные лица РПЦ отреагировали на ситуацию, сложившуюся в сфере организации православных выставок. Нас только удручает, что для этого потребовался запрос от депутата Госдумы. Все наши прошения, обращенные к пресс-секретарю Патриарха или в отделы Патриархии, многочисленные жалобы от посетителей выставок оставались не до конца расслышанными.
Но теперь, когда ситуация меняется, мы надеемся, что вместе с официальными церковными структурами сможем единым фронтом навести порядок и показать образец православной выставки - такой, какой она должна быть. Я надеюсь, что положительный опыт «Духовного наследия» в организации выставок-ярмарок будет использован председателем Комиссии по координации выставочной деятельности Московской Патриархии о. Парамоном, и другими ответственными за это лицами.

Возврат к списку



Яндекс.Метрика