Рассылки Subscribe.Ru
Новости православных выставок
Подписаться письмом
 

Руководители выставочных объединений о запрете на привоз святынь. Блиц-интервью, часть I

18.03.2015

Последние документы из Патриархии и Комиссии по координации выставочной деятельности РПЦ заставляют выставочные объединения задуматься о том, как дальше строить свою работу. Не секрет, что принесение святыни на православную выставку – не просто способ привлечь посетителей. Выставленная святыня определяет тематику мероприятия, создает особую атмосферу, духовно обогащает и сплачивает людей, пришедших на выставку. Портал «Православная выставка» провел блиц-интервью с руководителями крупнейших выставочных объединений о том, как теперь будут развиваться православные выставки.


Игорь Матвеев, руководитель творческого объединения «Духовное наследие», Санкт-Петербург: «Как можно определить «степень» чтимости и святости, не имея при себе «духомера»?»

Матвеев.jpg

В комментарии, данном секретарем комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви Н. П. Пейдус относительно привоза святынь на православные выставки есть несколько противоречий. В качестве примера того, что такое «святыня» были приведены конкретные святыни – Федоровский и Казанский образы Божией Матери. Однако святыней является и образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из Введенского Владычнего монастыря г. Серпухова, который несколько раз приносился на выставку «Православная Масленица» в Санкт-Петербурге. И если Федоровская икона это оригинал 14 века, то «Неупиваемая Чаша» - копия, написанная в начале 1990-х годов по фотографиям чудотворной иконы, которая сгорела в революционных пожарах в начале 20 века. Причем чтимых копий этого образа очень много, только в Серпухове их два. Да и как можно определить «степень» чтимости и святости, не имея при себе некого «духомера»?..

Если мы обратимся к «Требованиям к проведению православных выставок», разработанных Московской Патриархией, то станет ясно, что в контексте этого документа «особо чтимая святыня» - это просто центральная икона выставки, вокруг которой создано некое пространство для почитания. Речь не идет о том, что она «особо чтимая» в силу объективных причин. Обычная икона, написанная специально для выставки в мастерских «Софрино» вполне может стать чтимой святыней выставки. Мне (да я думаю что и другим руководителям выставочных объединений) было бы интересно получить расшифровку относительно того – что такое «особо чтимая», «нормально чтимая» или вовсе не чтимая. Это, полагаю, будет некой новацией в вопросах почитания святынь. Я лично пытался выяснить этот вопрос в  Духовной академии (СПБДАиС), но мне ответили, что такими понятиями они не оперируют.

Я взываю к инициаторам данных документов просто составить список конкретных святынь, которые запрещено привозить на православные выставки. По моему мнению, этот список не будет составлять более двух печатных страниц.


Сергей Алексеев, генеральный директор ВК «Узорочье», Москва: «Есть ощущение, что Комиссия живет своей собственной жизнью»

Алексеев.jpg

Мне кажется, данное положение имеет отношение, скорее, к московским выставкам, где действительно элемент торговли превалирует. Что касается регионов, там все очень по-разному, и нельзя все православные выставки ставить в один ряд. Печально, что комиссия по координации выставочной деятельности не советуется с людьми, которые давно работают на этом поле. Есть ощущение, что комиссия живет своей собственной жизнью, а те, кто занимается проведением выставок, просто приспосабливаются. Если бы комиссия действительно сотрудничала с выставочными объединениями, то можно было бы реализовывать совместные проекты.  Я считаю, что заново изобретать велосипед не нужно. Существуют «Требования», все положения которых давно уже отработаны.

А часовня на выставке обязательно должна быть, и там должна стоять икона, перед которой служатся молебны и собираются люди. В часовню люди приходят молиться, а на стенды – покупать. С чем я согласен, так это с тем, что оформление стендов должно быть другим. Ведь это действительно нонсенс – святыня на стенде. И чего только не выставляют в качестве святынь, я наблюдал там даже… костыли!  Так что предъявлять претензии надо не к организаторам выставок, а к их участникам. Но нужна системная работа с участниками, а это уже вопрос сотрудничества выставочных объединений с Комиссией.


Евгения Хромых, генеральный директор ВК «Сан-Экспо», Краснодар: "Принесение святыни определяет атмосферу выставки"

- Что касается выставок в Краснодаре, то митрополит Исидор давно запретил практику принесения святынь на выставки, и это распространяется на всю территорию Кубанской епархии, где, собственно и проходят наши мероприятия. Есть лишь одна наша выставка – в Астрахани, где мы выделяем особую зону, и там выставляем на аналое чтимую икону. Перед ней служатся молебны, это все происходит по благословению владыки Ионы, митрополита Астраханского. На других выставках мы выделяем место для представительства епархии, это обычно довольно большой стенд. И на этом стенде с благословения местного епископа служатся молебны перед разными образами, которые мы на время берем со стендов участников. Так было, например, в Волгодонске.  Я соглашусь с мнением моих коллег-выставочников о том, что следить за выполнением требований и за оформлением стендов необходимо, но все же центральная святыня выставки нужна. И дело тут не в имидже выставки и даже не в посещаемости. Это очень влияет на атмосферу выставки и на настроение как самих участников, так и посетителей.


Андрей Шварнев, генеральный директор ВК «Уральские выставки»., Екатеринбург: «Из-за фирм-однодневок страдают надежные выставочные компании»

шварнев.jpg

- Из текста циркулярного письма и разъяснительной записки о. Парамона становится понятно, что запрещено принесение святынь из других епархий, а местночтимые святыни, находящиеся на территории епархии, где проводится выставка, никто не запрещал. Мы обычно просим местного владыку благословить принесение местной святыни, и, как правило, нам не отказывают. Мне кажется этот документ вызван тем, что сейчас появилось слишком много компаний-однодневок, которые заявляют свои мероприятия как православные, а на самом деле это просто торговля без какой-то духовно-просветительской составляющей. И кого только на этих выставках нет, вплоть до откровенно ряженых... Из-за таких фирм-скороспелок страдают выставочные компании, которые соблюдают требования Патриархии к проведению православных выставок.


 

 

 


Возврат к списку